Получи документы

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Ирина Умарова
Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Практикум для родителей

«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей 4-5 лет».

Средняя компенсирующая группа для детей с ТНР №3 «Улыбка».

г. Советский,

19 ноября 2015г.

Цель: показать методы и приёмы по формированию фонематического слуха и восприятия у детей 4-5 лет.

Образовательные задачи:

– продолжать закреплять дифференцировать звуки [М, М`] изолированно, в слогах, словах;

– учить выделять твёрдый и мягкий звуки [М, М`] в словах;

Публикация «Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием» размещена в разделах

– закреплять понятия «гласный», «согласный, твёрдый», «согласный, мягкий»;

– продолжать формировать звуковой анализ слогов;

– продолжать учить делить слова на слоги;

– продолжать учить придумывать слова на звуки [М, М`].

Развивающие задачи:

– развивать фонематический слух и восприятие.

Воспитательные задачи :

воспитывать самостоятельность через организацию игр и упражнений;

– организовать взаимодействие родителей, детей и учителя-логопеда.

Место проведения: групповая комната.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, памятка «Игры и упражнения со звуками и словами».

Демонстрационный материал: картинки (мяч, сумка, сом, дом, миска, муха, мишка, пирамидка, схема звуков, схема для определения позиции звуков, Звуковички гласного звука [А], согласный, твёрдый, паровоз с вагончиками для определения количества слогов.

Раздаточный материал: схемы для определения позиции звуков, фишки красного, зелёного, синего цвета, предметные картинки на звуки [М, М`].

Предварительная работа:

– разработка памятки «Игры и упражнения со звуками и словами»;

– составление презентации «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей 4-5 лет»;

– подготовка рефлексивного листа для оценки проведённого мероприятия.

Ход мероприятия

Воспитатель : Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".

-Будем крепко мы дружить?

-Да-да-да.

-Нашей дружбой дорожить?

-Да-да-да.

-Мы научимся играть?

-Да-да-да.

-Друг другу будем помогать?

-Да-да-да.

-Друга нужно разозлить?

-Нет-нет-нет.

-А улыбку подарить?

-Да-да-да.

-Друга стоит обижать?

-Нет-нет-нет.

-Чай с друзьями будем пить?

-Да-да-да.

-Будем крепко мы дружить?

-Да-да-да.

Воспитатель : пройдёт за стол, тот, кто найдёт в группе слова со звуком [А].

Ответы дети.

Воспитатель : Ребята, отгадайте мою загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.

Дети: Буратино.

Воспитатель : правильно. Скажите, а кто постоянно учил Буратино писать, мыть руки?

Дети: Мальвина.

Воспитатель : (открывает доску – там изображение Мальвины с конвертом в руке)

Воспитатель : правильно, ребята, и сегодня к нам в гости пришла Мальвина, она вас хочет научить чему-то новому. Чему же? Давайте посмотрим, что у неё в конверте? (открывает конверт) – мы будем изучать новый звук - М.

Воспитатель : возьмите зеркала, произнесите его и скажите, что нам помогает произнести этот звук.

Дети (произносят звук) : губы.

Воспитатель : как работают губы?

Дети: закрываются и открываются

Воспитатель : а что еще помогает нам произнести звук?

Дети: голос

Воспитатель : что делает голос?

Дети: мычит.

Воспитатель : а пропеть этот звук можно?

Дети: нет.

Воспитатель : значит звук какой?

Дети: согласный.

Воспитатель : правильно – звук [М] – согласный. Дети, а вы знаете, почему звук назвали согласным? Я вам сейчас расскажу.

Игра «Хлопни в ладоши» (Развитие фонематического слуха)

Воспитатель : я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

А –У –М –И –У –М –О –У –М

Логопед: я буду называть слоги, а когда вы услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

КА – СА – МА – КО – СО – МО.

Воспитатель : а теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши: МАЙКА, ДОМ, МАМА, СОН, МАК, НОС, ИЗБА, СТУЛ, МАРТ.

Игра «Найди картинку» (развитие фонематических процессов)

Воспитатель : найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук [М]

(МАСКА, ДОМ, МАК)

Воспитатель : правильно, а теперь назовите, что нарисовано на картинках (дети называют) : МЫШКА, МУХА, МАЛЬЧИК, МУЖЧИНА, МОСТ, МАШИНА)

Воспитатель : на какой звук начинаются эти слова?

Дети: на звук [М].

Физминутка «Бегу – мыче, присяду – молчу» (развитие общей моторики)

Воспитатель : по команде «Беги» вы бегаете и произносите звук [М], а услышите удар в бубен, присаживаетесь и замолкаете.

Воспитатель : надо разложить картинки, если в слове звук [М] твердый к синей фишке, если в слове [М`] мягкий звук, то кладете к зеленой фишке.

Воспитатель : а теперь ребята, присядем за столы (работа с карточками). Скажите, почему я вам дала синие карандаши?

Дети: потому что звук [М] твердый согласный.

Воспитатель : посмотрите на карточку – найдите слова, в названии которых есть звук [М]

Дети по карточке называют слова МАК, ДОМ, ЛАМПА

Воспитатель : В слове ДОМ, где живет звук [М]?

Дети – в конце (закрашивают в схеме последнюю клеточку)

Воспитатель : в слове – МАК?

Дети: вначале (закрашивают первую клеточку)

Воспитатель : а в слове ЛАМПА?

Дети: в середине (закрашивают среднюю клеточку).

Воспитатель : пассажиров надо рассадить по вагонам, если в слове 1 слог, то в первый вагон, если в слове 2 слога, то во второй вагон.

Игра «Назови, что слышишь?».

Воспитатель : Дети, я буду называть слоги, а вы говорите, сколько какие звуки услышали: АМ

Дети: два: [А] и [М]

Воспитатель : ИМ

Дети: два: [И] и [М]

Воспитатель : УМ

Дети: два: [У] и [М]

Воспитатель : правильно, молодцы. Ребята, я поняла, послушайте, а ведь не зря Мальвина пришла к нам в гости. Произнесите её имя –

Дети: Мальвина.

Воспитатель : с какого звука начинается её имя?

Дети: со звука [М]

Воспитатель : уважили мы нашу гостью и нашли в её имени нужный звук.

Воспитатель : ребята, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: познакомились со звуком[М],

Воспитатель : какой он:?

Дети: согласный твердый, звонкий.

Воспитатель : дома с родителями вспомните как можно больше слов, которые начинаются со звука [М].

Цели:

• учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи.

• дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Материал: буклеты «Игры и упражнения со звуками и словами», игры на развитие фонематического слуха, презентация ««Формирование фонематического слуха и восприятия у детей 4-5 лет».

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений.

Публикации по теме:

Использование логоритмических игр для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возрастаИспользование логоритмических игр для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и.

Дидактическая игра для детей с нарушением фонематического восприятия «Звуковые бусинки»Дидактическая игра для детей с нарушением фонематического восприятия «Звуковые бусинки» Фонематический слух - основной компонент восприятия речи. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы.

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представленийИгры - задания по развитию фонематического восприятияИгра.

Конспект по развитию фонематического восприятия Тема: Инопланетяне Ма и Ам. Цель: развивать фонематическое восприятие. 1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Методическое игровое пособие по формированию фонематического восприятия «Снеговики-Звуковики»Методическое игровое пособие по формированию фонематического восприятия «Снеговики-Звуковики» Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие навыков фонематического анализа и синтезаРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза - Как научить детей "слышать" звуки? - Выделять конкретный звук из слова? - Составлять слово с заданным звуком? - Определять позицию звука.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Опубликовано: 26 мая 2016 в 06:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД