Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Елена Пахно
Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых нарушений, и при отсутствии своевременной коррекционной работы могут привести к общему недоразвитию речи, к трудностям обучения в школьный период, на чем акцентировали внимание многие отечественные исследователи (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина). Поэтому важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период ведущим видом деятельности является игра, которая оказывает разностороннее влияние на формирование личности ребенка в целом. В трудах К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, З. Фрейда, Ж. Пиаже исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении личности. В современной педагогике существует многообразие игр и игровых технологий, требующее рационального и системного применения. Поэтому стала интересной проблема разработки портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР. При составлении портфолио мы опирались:

- на положение о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, Л. М. Леонтьев, Л. С. Выготский);

-на положение о функциональном единстве фонематического и фонетического компонентов речевой деятельности, обусловленном взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов, которое было сформулировано в работах Н. Х. Швачкина, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, О. А. Токаревой.

В рамках изучения современных работ педагогов, наше внимание привлекли следующие специалисты: Акименко В. М. (разработала модели артикуляции звуков русского языка, в которых заложена информация для ребенка о характеристике звука, о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука с применением различных операций теоретического мышления); Е. Карельская (предложила карточки-символы русских звуков по акустическим и артикуляционным характеристикам); Ткаченко Г., Смирнова Л. (предложили коррекционно-развивающие игры, позволяющие автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала, компенсировать недостаточность фонематического слуха средствами активизации высших психических функций).

Содержание игрового портфолио для коррекции звукопроизношения было сгруппировано по блокам: 1-й блок – игры для подготовительного этапа (на создание психологической готовности к вызыванию звука речи; на создание фонематической готовности к вызыванию звука речи; на создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи; для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи);

2-й блок – игры для постановки звука (игры с карточками – символами звуков,

игры с моделями артикуляции звуков, игры с карточками для вызывания изолированного звука);

3-й блок – игры для автоматизации звука (игры с моделями, настольно-печатные игры, словесные игры);

4-й блок – игры для дифференциации смешиваемых звуков (игры с моделями, настольно-печатные игры).

Использование данного игрового портфолио позволило достичь динамичных положительных результатов в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Игровые приемы в логопедической практике. Разработка игр для развития речи и коррекции звукопроизношенияИгровые приемы в логопедической практике. Разработка игр для развития речи и коррекции звукопроизношения По определению А. Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят.

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, так как, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании.

Концептуальное изложение. Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников Мы не врачи и не геологи, но сожалений горьких нет. Мы — логопеды, дефектологи коррекционный шлем привет! Мы с дошколятами работаем, им.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально- личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер класс «Развитие речи с использованием игровых технологий» Форма проведения: Мастер - классс Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий.

Подгрупповое логопедическое занятие для детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Перелетные птицы» одгрупповое логопедическое занятие для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Перелетные птицы"[/b] Хасанова.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников с речевым недоразвитием В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Буквы, алфавит
  • Наша армия
Автор публикации:
Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 6 мая 2016 в 15:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление моей I младшей группы «Бельчата».
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
«Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...
Фотоотчет «Всемирный день кошек»
День кошек отмечается 8 августа по инициативе Международного фонда по защите животных «Animal Welfare», не только чтобы чествовать пушистых домоседов, но...
Конспект спортивного досуга в старшей группе «Гонки на улице».
Конспект спортивного досуга в старшей группе «Гонки на улице». Карташова Оксана Тема: «Гонки на улице». Задачи: Обучающие: Формировать у детей знания о...