МААМ-картинки

Игровые упражнения на этапах по формированию фонематического восприятия

Галина Крылова
Игровые упражнения на этапах по формированию фонематического восприятия

Игровые упражнения проводимые на первом этапе работы по развитию фонематического слуха

Где позвонили

1. Цели: определения места звучащего предмета; развитие направленностислухового внимания, развития пространственного слуха

2. Оборудование: колокольчик.

З. Порядок действий. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, тихо встает в стороне от него н звонит в колокольчик. Ребенок не открывая глаза, должен рукой указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этомнаправлении.

Публикация «Игровые упражнения на этапах по формированию фонематического восприятия» размещена в разделах

Варианты игры. Ребенок определяет, где звонит колокольчик (справа,слева, впереди, свали) и поворачивается лицом в этом направлении.

Послушаем тишину

Цель: развитие слухового сосредоточения, внимания.

Порядок действий. Логопед предлагает детям прислушаться в тишине кразличным звукам, рассказать, что они слышали, какими предметами этизвуки издавались.

Покажи, где звук

1. Цель: определения места звучащего предмета; развитие направленностислухового внимания, развития пространственного слуха.

2. Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, барабан

3. Порядок действий. Ребенок с завязанными глазами находится в центрекомнаты. Взрослые и другие дети становятся спереди и сзади (или справа ислева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки.

Ребенок с завязанными глазами определяет, какой инструмент звучит и движением руки показывает, где он слышит звуки. т. е. определяетнаправление источника звуков.

Вариант игры:

1. Ребенок определяет, где звучит инструмент (справа, слева, впереди, сзади) и поворачивается лицом в этом направлении.

2. Два ребенка одновременно приводят в звучание музыкальные инструменты, водящий обеими руками показывает где слышатся звуки и определяет, какие музыкальные инструменты звучали.

Угадай, на чем играю.

1. Цель: знакомство с характером звучащих предметов, дифференциациягромких и контрастных звуков.

2. Обирудоаание: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка барабан.

3. Порядок действий. На стопе перед каждым ребенком находятся несколько звучащих игрушек (от 3 до 5) : бубен, губная гармошка,колокольчик, барабан. Педагог играет по очереди на разных инструментах ичетко проговаривает название каждого звучащего предмета, дети находят усебя на столах такой же инструмент, озвучивают его, сравнивают звучания.

Затем игрушки закрываются ширмой, различие звучащих игрушекпроходит без зрительной опоры

Выполни задание Незнайки

Цели: формирование умения различать звучали простейших‚музыкальных инструментов; развитие слуховой памяти.

Оборудование: губная гармошка; бубен; барабан, колокольчик.

Порядок действий. Взрослый предлагает ребенку прослушать звучаниедвух музыкальных инструментов. Каждое действие с ними он предваряетфразой: «Сначала поиграю на губной гармошке, затем — на бубне»,интонационно выделяя слова сначала, патом. Затем просит ребенкапоказать, какой музыкальный инструмент был взят сначала (потом, воспроизвести звучание предметов : ребенок повторяет действия взрослого сосвоим набором инструментов.

Варианты

1. Количество музыкальных инструментов варьируется: 2-4 инструмента.

2. Дсйствия с ними производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие).

3. Взрослый предлагает ребенку соотнести предположенный план с произведенными действиями «Сначала я поиграю на дудочке, затем - на барабане». Взрослый может нарушить план для активизации внимания ребенка.

Кулак –ладонь

Цели: развитие чувстве ритма, развитие мелкой моторики,развитие межанализаторных связей на основе упражнений вскоординированной работе речеслухового, двигательного и зрительногоанализаторов.

Оборудование бубен (погремушка, шумящие коробочки).

Порядок действий. Взрослый предлагает ребенку:

—сжимать пальцы в кулак; разжимая кулак, класть ладони на стол.

Когда удары бубна будут убыстряться, убыстрять свои движения, еслиудары замедлятся, то движения должны быть медленными и плавными.

Варианты

1. Использование барабана, звуковой коробочки, погремушки за ширмой.

2. Изменеиие действий ребенка:

-пальцы сжаты в кулак - разжаты;

-движения головой попеременно вправо-влево.

3. Усложнение действий: кулак-ребро-ладонь

Сделай как я

Цель: развитие скоординированных действий ритмико—интонационной идвигательной активности ребенка.

Оборудование: мозаика, карточки таблички. Предлагаемыеритмические

рисунки: I,II,III,I-II,II-I,I-II-I,II-I-II,I-III,III-I,II-III,III-II,I-II-III,II-I-III,I-III-II,III-II-I,II-III-III

Порядок действий Педагог на наборном полотне выкладывает рисунок из мозаики. Посмотрите и послушайте, как нужно ударят ‚ в барабан, по этой

схеме. 1 кружок — 1 удар в барабан, 2кружкка — 2 удара в барабан, 3 кружка - 3 удара в барабан.

— отстучи на барабане ритмический рисунок;

Педагог ударяет в барабан, а дети выкладывают мозаику.

- Сколько всего ударов услышали?

- Сколько всего мозаики выложили?

1. Педагог, показывает ребенку карточку-табличку с изображенными на ней кружочками, просит:

- посмотри, послушай и запомни, как нужно играть ‚ на барабане по этой схеме. Если два кружочка нарисованы рядом, ударить в барабан нужно 2 разаподряд; если между кружочками пусто, нужно подождать, не ударять в барабан, соблюдая паузу.

- отстучи ритмический рисунок;

- выложи из мозаики тот ритм, который я отстучу.

- придумай и выложи из мозаики свою схему ритма.

- Выбери любой музыкальный инструмент и воспроизвели ритм по схеме.

Усложнение

1. Воспроизведение ритмического рисунка без вспомогательных средств (мозаики) с опорой на зрительный анализатор, затем без опоры.

2. Запись ритмического рисунка. Объясняем, что с помощью знаков можнозаписывать ритмические рисунки. Просим ребенка прослушать рисунки изаписать их. Другой вариант — по записанному рисунку его воспроизвести

Узнай ритм

Цель: учить дифференцировать ритмические рисунки

Порядок действий: Педагог дает ребенку 2-3 карточки таблички с ритмическим рисунком и предлагает:

- послушай внимательно и догадайся, ритмический рисунок, какойкарточки звучит. Подними эту карточку вверх.

Шумящие коробочки

Цель: формирование основ слуховой дифференциациинеречевых звуков.

Оборудование: два набора звуковых коробочек одинакового цвета и формы из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой с различными наполнителями.

Порядок действий. Детям предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждой коробочки. Затем взрослый встряхивает коробочку, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди трех-пяти одинаковых по внешнему виду.

Варианты

1. Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучатодинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепеннонаполнение коробочек становится более близким по звучанию.

2. «Продавец и покупатель». Ребенок покупатель просит продать ему какую—нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбратьнужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерномузвуку, что это за крупа).

3. Взрослый с ребенком меняется ролями и обязательно иногда намеренноошибается.

Цепочка из коробочек

Цель: формирование учения различать и запоминать последовательность неречевых шумов, развитие слуховой памяти.

Оборудование: звуковые коробочки с различными нанаполнителями (от 2 до 4 коробочек)

Порядок действий. Взрослый демонстрирует звучание и выставляетзвуковые коробочки в заданной последовательности используя словасначала, потом. Затем предлагает ребенку сделать тоже самое с его наборомкоробочек.

Варианты:

1. После того как коробочки будут выставлены по порядку, взрослыйменяет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить ихпоследовательность в ряду.

2. Действия с ними производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие).

Чудо—звуки

Цели: формирование умения различать незначительные звуковые различия.

Оборудование: аудиокассета с записью природных шумов: шум дождя,журчание ручья, весенняя капель, шум леса в ветреный день, шелест листьевпод ногами, картинки с изображением дождя, ручья‚ весенней капели,качающихся деревьев, осенних листьев.

Порядок действий. Прослушивание аудиозаписи природных звуков,нахождение картинок, соответствующих звучанию, обсуждение услышанных звуков - какие похожи, чем различаются, где их можноуслышать, какие из них кажутся знакомыми.

Варианты

1. Количество природных шумов варьируется: от 3 до 5

Будь внимателен

Цели: формирование умения различать и запоминать последовательностьнезначительных звуковых различий, развитие слуховой памяти.

Оборудование: аудиокассета с записью природных шумов: шум дождя, журчание ручья, весенняя капель, шум леса в ветреный день, шелест листьев под ногами, картинки с изображением дождя, ручья весенней капели, качающихся деревьев, осенних листьев,

Порядок действий Дети прослушиваюаудиозапись споследовательностью нескольких природных шумов. Используя слова «сначала», «затем», «потом», дети совместно с педагогом выставляюткартинки в нужной последовательности, затем самостоятельно.

Варианты

1. Количество используемых природных шумов варьируется: от 2 до 4.

Найди игрушку

Цели: формирование умения различать неречевые звучания по громкости.

Оборудование: барабан.

Порядок действий. Педагог назначает водящего и предлагает ему плотнозакрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую—нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей у т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенокподходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко,если удаляется — тихо. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: отсильного к среднему и тихому.

Тишина

Цели: развитие слухового внимания

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Порядок действий. Дети, закрыв глаза, «слушаеттишину». Через 1-2минуты им предлагается открыть глаза, рассказать и нарисовать по, что ониуслышали.

Физкультминутки

Тихо — громко

Цели: закрепление фонематических представлений о различнойинтенсивности неречевых звуков (громко — тихо, формирование навыка скоординированных движений.

Оборудование: бубен

Порядок действий: Педагог дает задание.

- Послушайте звук бубна, который будет звучать по-разному: громко и тихо (интонационно сопровождая произнесение слов нужной силой голоса, когда прозвучит тихий звук - идите на носочках, когда услышите громкий звук - бегите.

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Выполняют движения в соответствии с заданием. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

Варианты

1. Под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий - шагает наместе, под очень громкий — бежит на месте.

2. Использование других музыкальных инструментов.

3. Изменение движения ребенка - ребенок поднимает руки вверх, когда прозвучит громкий звук барабана, разводит руки в сторону - под тихий звук.

4. Под очень громкий звук ребенок поднимает руки вверх, под громкий разводит руки в сторону, под тихийопускает руки вниз.

Высоко-низко

Цели:Дифференциация неречевых звучаний по высоте, развитиескоординированных движений.

Оборудование: металлофон, пианино, гармоника

Порядок действий. Ребенок идет по кругу. Педагог воспроизводит низкие ивысокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышаввысокие звуки, ребенок поднимается на носочки и машет руками‚ изображаяптичку; услышав низкие звуки — идет вперевалку, какмедведь.

Вариант. Услышав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки,услышав низкие звуки - приседает.

Солнце или дождик

Игровые упражнения, проводимые на втором этапе работы по развитию фонематического слуха.

Узнай по голосу

Цель: различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Порядок действия. выбирается водящий,

Педагог предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его по имени.

Усложнение

1. Педагог просит двух играющих произнести 1 или2, или 3 слова, или фразу «Мы говорим четыре слова». Водящий должен узнать, чьи это голоса.

Лягушка

Цель: различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Порядок действия. Дети идут по кругу, один с завязанными глазами стоит внутри круга, дети говорят:

- Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара, закричала: «Ква-ква-ква».

По голосу водящего определяет кто кричал.

Варианты.

1. Звукоподражение произносит два ребёнка. Водящий должен узнать чьи это голоса.

Котёнок

Цель: различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Порядок действия. Логопед объясняет детям, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребёнок по очереди мяукает, а водящий отгадывает, кто это был из ребят, ориентируется на тембр его голоса.

Тихо-громко.

Цель :дифференциация громко и тихого звучания звукокомплексов, воспроизведение звукоподражаний тихо и громко, у потребление в речи наречия: «тихо», «громко».

Оборудование: картинки, с изображением мальчика и девочки, заблудившихся в лесу, коровы, собаки, кошки, козы, находящихся на картинка близко и далеко.

Порядок действия. Педагог объясняет: когда звучащий объект находится близко от нас он издаёт громкий звук, а когда далеко тихий. Взрослый произносит звукоподражание и предлагает детям определить далеко или близко находится звучащий объект, дети находят соответствующую картинку и озвучивают её воспроизводя звукокомплексы различным по силе голосом «громко», «тихо».

Варианты.

Взрослый переворачивает картинки ребёнок выбирает любую картинку и озвучивает её. Затем берёт следующую и озвучивает её до тех пор, пока не найдёт пару первой картинки.

Усложнение.

1. Без использования развёрнутой, наглядной опоры ребёнок воспроизводит звукоподражения различным по высоте голосом (громко, тихо). Дети кричат: Ау (громко, ау (тихо).

Собака лает: Ав (громко, ав (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поёт, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. п.

2. «Заблудились». Один из детей произносит звукоподражание то тихо, то громко, другие дети определяют далеко или близко находится тот или иной объект.

Весёлые звуки

Цель. Закрепление представление о различной силе голоса, формирование ритмико интонационной стороны речи.

Оборудование: кружки разного размера большие и маленькие.

Порядок действий. Педагог объясняет: когда звучащий объект находится далеко он издаёт громкиё звук, а когда далеко – тихий. Обозначим громкий звукоподражение большим кружком, тихие – маленьким. Педагог произносит звукоподражение то громко, то тихо. Дети подбирают кружки нужного размера и выкладывают их, воспроизводя последовательность. Затем воспроизводят звукоподражение. Последовательность предъявления варьируется в зависимости от индивидуальных способностей ребё нка:

Усложнение

Возпроизведение звукоподражаний без дополнительной опоры

Дождь льет и капает

Цели: обработка навыка скоординированных действий речеслухового и двигательного анализаторов.

Оборудование: карточки таблички со схемой ритма, мозаика, картинка с изображением летнего дождя.

Порядок действий. Педагог читает рифмовку:

Дождик капнул на ладошку: кап-кап!

На цветы, На Мурку-кошку: кап- кап!

А потом он разыгрался, лил да лил,

Вовсю старался: кап-кап-кап-кап.

1. Педагог просит ребенка показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки, произнося :Кап-кап»). Затем просит ребенка показать, как дождик идет быстро (действия аналогичные предыдущим, но удары пальцем более быстрые и звукоподражания произносите в более быстром темпе: Кап-кап-кап-кап»).

2. Повторение рифмовки с ритмичным отстукивание пальцем по ладошке.

3. Педагог выкладывает сплошную дорожку из мозаики, произнося звукоподражания и нажимая пальцем на каждую (капкапкапкапкапкап- дождик идет быстро, просит;

-повтори также;

-повтори этот ряд громко (тихо).

4. Педагог выкладывает синкопированную дорожку из мозаики (с пропуском через одну) и произносит звукоподражание,нажимая пальцем на палочку, молчит, нажимая на пропуск: кап – кап- кап – кап (дождик идёт медленно).

- Повтори также как я.

Упражнение на соотнесение графических схем и ритмических цепочек.

Педагог даёт ребё нку карточку-табличку со схемой ритма и предлагает:

- произнеси слово «кап», ориентируясь на схему.

Затем даёт ребё нку 2-3 карточки-схемы просит:

- послушай и подбери нужную карточку

- придумай и выложи из мозайки (запиши) свою схему ритма

- выбери любую картинку (в зависимости от картинного материала, используемого на занятии) и скажи звукоподражания по своей схеме.

Используемые схемы ритма: I II I, II II I, II I I I II, I I II II, II II I I III, II I I II.

Высоко – низко

Цели: дифференциация звукокомплексов по высоте голоса, воспроизведение звукоподражаний высоким и низким голосом, употребление в речи прилагательных: «низкий», «высокий».

Оборудование: картинки, с изображением животных и из детенышей.

Кошка, котенок, собака, щенок, лягушка, лягушонок, корова, теленок, коза, козленок.

Порядок действий. У каждого животного есть детеныш. Взрослое животное говорит низким голосом, а маленький детеныш высоким голосом (педагог интонационно сопровождает произнесение слов нужной высотой голоса). Затем педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны опираясь на звуккокомплекс, поднять соответствующую картинку и озвучить ее.

Варианты

Взрослый переворачивает картинки. Ребенок выбирает любую картинку и озвучивает. Ребенок выбирает картинки до тех пор, пока не найдет пару первой картинке.

Веселые песенки

Цели: дифференциация звукокомплексов по высоте голоса воспроизведение звукоподражаний разным по высоте то голосом

Оборудование: предметные картинки: маленький котенок, кошка, старыйкот.

Порядок действий. Педагог воспроизводит звукоподражания разным повысоте голосом. Высоким голосом (маленький котенок); голосом среднейтональности (кошка, низким голосом (старый кот). Дети раскладываюткартинки в соответствии с повышением высоты голосаизображенныхперсонажей. Воспроизводят звукоподражания.

Усложнение

Воспроизведение звукоподражания в разной последовательности,ориентируясь на жест руки.

Как поет, кричит?

Цели: узнавание и различение характера, тембра эмоциональной окраскизвукоподражаний.

Оборудование: предметные картинки

Порядок действий. Взрослый произносит один и тот же звук с изменениемего характера, тембра и эмоциональной окраски, а за тем просит ребенкавоспроизвести образец.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

Варианты

О — удивилась мама О — стонет бабушка

О — поет певица О— потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход У — звучит Дудочка

У — плачет мальчик

Усложнение

Воспроизведение звукоподражаний по представлению

Ухабы

Цели: развитие диапазона голоса.

Оборудование: схема.

Порядок действий. Повышение или понижение силы голоса по схеме илии соответствии с рукой педагога.

Психоречевая гимнастика

Цели: смятие напряжения, развитие чувства ритма, координации речи и движения.

Порядок действий. Отстукивание карандашом (отхлопывание, ритмических рисунков (каждый слог, без выделения ударного слога и с акцентированием его, отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием.

Детский сад

Детский сад мы сцена любим,

в нем играть, расти мы будем

Овощи

Раз два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Дятел

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палецдругой руки клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца поладони.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, -

Все равно он будет мой.

Физкультминутки

Прогулка

Цель: формирование представлений о длительном и звучаний, развитиечувства ритма.

Порядок действий. Дети встают в круг. Педагог произносит текст, детивыполняют движение по тексту:

Большие ноги шли по дороге,

Миленькие ножки бежали по дорожке.

«Забиваем колышки»

Цель: развитие чувства ритма, координация речи идвижения.

Порядок действий. Дети сидят на полу, скрестив ноги. Справа тук. —Ударяют кулачком правой руки справа от себя. Слева тут. – Ударяюткулачком левой руки слева от себя. Впереди тук, тук. — Обниму кулачкамистучат впереди себя.

Усложнение: усложнение ритма, самостоятельное придумывание ритма.

Птичка

Цели: закрепление ритмико-интонационной характеристики предложенияна основе упражнений на координацию, активизация мышечных ощущений.

Порядок действий. Педагог, читает стихотворный текст, показываетсоответствующие движения, побуждая ребенка производить аналогичныедействия

Плечи вверх, Дети производят аналогичныедействия

Плечи вниз,

Птичка села на карниз. Садятся на корточки

А карниз высоко, Поднимают руки вверх через стороны.

Полетим далеко. Выпрямляются и подтягиваются.

Цель: развитие слухового внимания, формирование обшей координациидвижений.

Порядок действий: Ребенок выполняет действия согласно звучанию бубна:«солнышко» - бубен звенит — свободная ходьба; «дождик» - пос

Публикации по теме:

Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников Монгуш Н. С. воспитатель МБДОУ № 24 г. Кызыла Республики Тыва Консультация для педагогов «Дидактические игры и игровые приемы, направленные.

Использование логоритмических игр для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возрастаИспользование логоритмических игр для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и.

Игровые упражнения по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития Игровые упражнения по формированию предложно – падежных конструкций у дошкольников с задержкой психического развития Громова Инна Петровна.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представленийИгры - задания по развитию фонематического восприятияИгра.

Конспект логопедического занятия по формированию фонематического восприятия и обучению грамоте в группе Тема: «Путешествие в страну прав и пожеланий» Цели: • коррекционно-образовательные: развивать фонематическое восприятие, определять позицию.

Конспект по развитию фонематического восприятия Тема: Инопланетяне Ма и Ам. Цель: развивать фонематическое восприятие. 1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема «Звук [П] и буква П» Лексическая тема «Насекомые». Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательные задачи: -Закреплять правильное произношение звука.

Методическое игровое пособие по формированию фонематического восприятия «Снеговики-Звуковики»Методическое игровое пособие по формированию фонематического восприятия «Снеговики-Звуковики» Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые упражнения на этапах по формированию фонематического восприятия
Опубликовано: 16 августа 2016 в 13:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД