Папки-передвижки

Игровые технологии, как средство развития речи у детей младенческого и раннего возраста

Татьяна Иваницкая
Игровые технологии, как средство развития речи у детей младенческого и раннего возраста

Т. И. Иваницкая

воспитатель дома ребенка

г. Братск

Игровые технологии как средство развития речи

у детей младенческого и раннего возраста

Первый год жизни-это удивительный по своей исключительности этап в жизни малыша. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит младенец за первые двенадцать месяцев своей жизни.

Публикация «Игровые технологии, как средство развития речи у детей младенческого и раннего возраста» размещена в разделах

Появление речи считается важнейшим показателем психического развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Речевые способности изначально заложены в ребенке и проявляются по мере его взросления. При дет время, и малыш сам заговорит. Надо только набраться терпения и дождаться, пока в ребенке созреет способность разговаривать.

В доме ребенка проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все они разные, с разным уровнем развития и чаще всего их уровень отстает от нормы. Поэтому перед сотрудниками дома ребенка стоит ряд задач, направленных на то, чтобы максимально приблизить уровень развития воспитанников к норме, в том числе и речевого.

Мы стараемся идти в ногу со временем и поэтому в своей работе применяем новые игровые технологии, через которые дети лучше овладевают активной речью. Ведь благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах, при помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания.

Что в окружающей младенца среде является самым главным для будущего своевременного и успешного речевого развития? Ответ на этот вопрос нужно искать в поведении окружающих близких взрослых и прежде всего мамы. Но в доме ребенка к сожалению мамами являемся мы - воспитатели. Любовь и забота проявляется не только в том, что мы вовремя и хорошо кормим, пеленаем ребенка, общаемся с ним. Мы пытаемся поймать его блуждающий, рассеянный взгляд. Улыбаемся ему, гладим, берем на руки и, конечно же, непрерывно разговариваем с малышом - во время купания, одевания, прогулки: "Сейчас Никитушка снимет рубашечку и будет плавать. Вот как у нас ножки плавают! Давай немного побрызгаемся. Ты мой хороший, вот умница, давай теперь будем купаться" и пр.

И вот что важно: эти на первый взгляд бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания оказываются чрезвычайно важны для психического развития и здоровья ребенка. Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцем ведет к серьезным отставаниям многих сторон психики и прежде всего к задержке речи.

ПОявлению речи предшествует сложный и длительный этап предречевых вокализаций, своеобразных голосовых проявлений младенца. Проходит время, и мы с удивлением замечаем, как усложняются звуки, произносимые малышом. Появляется гуление затем лепет. За совсем небольшой период времени, ребенок от беспомощного плача и крика переходит к тонким и разнообразным голосовым проявлениям.

Выходит, что ни предметный мир, ни многообразие интересных дел и занятий, которые есть у малыша, не могут существовать без тесного контакта со взрослым.

В работе с малышами я использую фольклор, различные песенки, пестушки, разговариваю на языке так называемой "тарабарщины". Фольклор - лучший речевой материал. Потешки, поговорки,скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с довольствием ими воспринимаются.

В 8-9 месяцев дети начинают хватать предметы, трясти их, махать, бросать, сосать и пр. В этот период необходимо, что -то делать вместе с малышом, что -то показывать: греметь погремушкой, рвать бумажки, катать шарики и пр.

Вот в таком "предметном" сотрудничестве ребенка и взрослого рождается первое слово. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Эта потребность складывается из двух основных частей: потребности в общении со взрослым и потребности в каком-нибудь предмете. Ни одно, ни другое само по себе к слову еще не приведет. И только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, создают необходимость назвать этот предмет, самому произнести это первое слово.

Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра - это основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры нет воспитания личности.

Не секрет, что в таких группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возрат наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для побуждения интереса ко всему, что нас окружает. ПОэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно и должна пронизывать все режимные моменты.

От нас близких взрослых, требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка:

- включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом;

-организовать сотрудничество с ребенком по типу "давай вместе. ";

-как можно больше говорить с ребенком, читать ему книжки, вместе слушать песенки, сказки с использованием ИКТ;

-игры с имитацией-взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек;

-совместное рассматривание ярких картинок, детских музыкальных книжек;

-рассказ по простой сюжетной картинке;

-рассказы по картинкам, пересказывание сказок;

- пальчиковые игры и специальные упражнения( "Сорока", "Ладушки" и др);

-массаж кистей рук и пальцев (в том числе щетками, колючими мячиками, массажерами Су-джок и др.);

-различные тренажеры (вкладыши, шнуровки, клавиатуры, мозаики, прищепки и др.);

-игры с крупой,бусами, орехами. Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. К тому же рисование пальчиками раскрывает творческие возможности ребенка, ребенок получает массу положительных эмоций;

-артикуляционная гимнастика"Непослушный язычок", "Вкусное варенье", "Блинчик на тарелочке" и др. Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения;

-самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Таким образом, применяя традиционные и новые игровые технологии в своей работе, мы стараемся создать необходимую питательную речевую среду для наших деток.

Мир, в котором будет жить ребенок зависит от нас, от тех слов, которые мы с раннего детства говорим ему, от тех песен, которые поем ему, от тех сказок, что рассказываем.

Литература

1. Гипеннрейтер Ю. Б. продолжаем общаться с ребенком. Так?

Издательство "АСТ"ю -2016.

2. Пагудина И,С, Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста от 1 до3 лет.

Изд-во "Детство- пресс".-

3. Стефанко А. В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе раннего возраста.

Изд-во "Детство- пресс". 2017.

Публикации по теме:

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста. Часть 2 1.3.1. Сензитивный период развития речи Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную.

Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного.

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Хохлова В. Ю., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринск.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития.

Модель образовательной технологии «Моделирование сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОНР» Данная технология имеет широкий спектр применения как в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, так и в совместной,.

Презентация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Я хочу с вами поделиться опытом работы «Пальчиковые игр как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

Консультация «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст-это период, когда у ребенка происходит активное.

Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольниковСовременные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников. Внедрение ФГОС ориентирует сегодня педагогов на воспитание.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии, как средство развития речи у детей младенческого и раннего возраста
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 07:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД