Папки-передвижки

Игровые упражнения для развития лексического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)

Елена Аслямова Петровна
Игровые упражнения для развития лексического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)

Игровые упражнения на развитие лексического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

В систему занятий внесены упражнения на развитие словаря, представленные в методике Серебряковой Н. В., Лалаевой Р. И. из пособия «Коррекция ОНР у детей».

Публикация «Игровые упражнения для развития лексического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)» размещена в разделах

Игры на развитие предметного словаря :

«Отгадай предмет по названию его частей»;

«Неприятели» - Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»

(Друг, печаль, враг)

«Кто это? Что это?»;

«Продолжи ряд»;

«Назови, одним словом».

Игры на развитие глагольного словаря.

«Скажи наоборот».

«Неприятели» - Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»

(Говорить, идти, молчать);

«Закончи предложение и назови слова неприятели»

(Сначала гостей встречают, а потом).

«Загадки» (Отгадывание загадок, по словам действиям)

«Кто, как передвигается?»

«Кто как ест?»

«Кто как голос подаёт?»

«Кто, что умеет делать?»

«Что, какие звуки издаёт?»

Игры на развитие словаря признаков.

«Скажи наоборот».

«Неприятели» - Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля»

(Холодный, белый, горячий)

«Закончи предложение и назови слова неприятели»

(Камень большой, а пушинка)

«Сравни!» ( По вкусу: горчица и мёд).

«Загадки» (Отгадывание загадок, по словам признакам).

«Какой? какая? какие?»

Игры на словообразование.

«Назови ласково»

«Путешествие машинки»

«Озорная бабочка»

С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций предлагаются следующие задания.

Игра на уменьшение латентного периода реакции на слово-стимул.

Игра «Кто быстрее?»

Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)».

Слова называются по одному.

Предлагаются: существительные конкретного и абстрактного значения (стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет); глаголы (стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать); прилагательные (желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный); наречия (быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тяжело, тепло).

На последующих этапах развития лексики задается вопрос : «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»

Игра на развитие ассоциации по функциональному назначение предмета.

Логопед задает детям вопрос: "Где, и для чего можно применить предмет, который я назову?". Например, кнопка:

а) для прикрепления бумаги к доске;

б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

в) провести круг на бумаге;

г) положить на стол и т. д.

В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.

Игра на развитие смысловых связей.

Игра «Придумай, о чем может идти речь?» Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист.

Варианты ответов детей:

а) о том, как кот играл с листом;

б) о том, как лист упал на кота;

в) о том, как кота засыпали листьями;

г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;

д) о том, как кота щекотали листом;

е) о том, как кота завернули в лист бумаги;

ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота, и т. д.

Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, люк и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.

Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слов.

С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания.

1. Классификация предметов по картинкам.

Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется).

Рекомендуются следующие группы слов:

- помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

- стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

- лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

- синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2."Разложи картинки по сходству".

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота, или забор, стулья (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженное (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

3. Игра "Назови лишнее слово".

Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

а) Лишнее слово среди имен существительных:

- Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

- Стол, шкаф, ковер кресло, диван.

-Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

-Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

- Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

-Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

- Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.

- Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл

Зима, апрель, весна, лето, осень.

- Мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- Море, озеро, река, мост, пруд.

-Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

-Молоток, топор, ложка, пила, клеши.

- Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

- Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.

- Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

- Дом, сарай, изба, хижина, здание.

-Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

-Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

-Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

-Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

-Месяц, день, год, небо, час.

-Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

-Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

-Минута, секунда, час, вечер, сутки.

-Град, зима, дождь, снег.

б) Лишнее слово среди прилагательных:

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) Лишнее слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибежал, укатился, приплыл.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошел, подошел.

Публикации по теме:

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Речь – это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

Игра как эффективное средство развития лексики детей с общим недоразвитием речи Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются.

Картотека основных игр и упражнений для развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи Игры и упражнения для развития памяти и внимания. 1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… — количество наращивать постепенно).

Научно-методические основы формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных тренажеров Проблема формирования словаря у детей занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Во-первых, формирование.

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Кудинова Елена Владимировна воспитатель, Десерт Элина.

Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В последнее время резко увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи при дизартрии, когда искажается звукопроизношение вследствие.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для развития лексического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 11:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД