Виктория Здоровцова
Игры для неговорящих детей. Из опыта работы
Игры для неговорящих детей. Из опыта работы
Я, Здоровцова Виктория Анатольевна, учитель-логопед. В процессе обучения по данной специальности меня заинтересовала проблема развития речи у детей раннего возраста, а точнее полное отсутствие речи у детей к 3 года. К сожалению, найти чёткую систему по запуску речи, которая была бы универсальна и подошла бы каждому ребёнку оказалось практически невозможно. Ещё сложнее оказалось найти пособия, которые были бы интересны детям, но в тоже время способствовали запуску речи. Поэтому изготовлением таких пособий я занялась самостоятельно и хочу сегодня познакомить вас с ними.
Публикация «Игры для неговорящих детей, Из опыта работы» размещена в разделах
Дыхательные игровые упражнения
Наряду с общеизвестными упражнениями
Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
Я подготовила игры «Футбол», «Мальчик Бояка», «Снежки» (демонстрирую играем все вместе)
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Чтобы сделать артикуляционную гимнастику интересной для малышей, весёлой и разнообразной я так же подготовила яркие и интересные пособия «В чемодане у енота», «Ослик загрустил», «Что у ёжика на колючках».
Дети выполняют упражнения без принуждения, и сами могут выбрать с кем из персонажей им сегодня хотелось бы поиграть.
Игры на развитие звукоподражания и первых гласных звуков.
На этом этапе работы одним из пособий которые я использую являются альбомы по звукоподражанию и запуску речи. Задания в них очень разнообразны, есть готовые фигурки, которые ребёнок может взять, пощупать, выполнить действия в соответствии с заданием. (Например, Это мама (отработка слова 1 типа ссс, что делаем мама? (качает лялю 1 тип ссс, какую песню она поёт (а-а-а-а-а, ой ляля совсем не хочет спать, как плачет ляля? (уа-уа-уа)
Активизация в речи простых слов (по типу ссс от 1 до 14)
Я использую в своей работе ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР НА КУБИКАХ. При помощи него в игре с кубиками мы знакомим детей не только со словами разного типа слоговой структуры (это тяпа, где тяпа, дай тяпу. найди тяпу, покорми тяпу, что делает тяпа, но и учимся составлять простые фразу, изучаем глаголы, а так же согласуем движение с речью.
Нейропсихологический подход в запуске речи
Сейчас нейропсихологические упражнения активно внедряются в образовательный процесс и эффективность их давно доказана, в моёй работе я использую пособие «Речевичок», как пример адаптации нейропсихологии для детей раннего возраста. Каждый пальчик мальчика Речевичка окрашен в определённый цвет и на начальном этапе мы используем это пособие для изучение частей тела, соотнесение со своим телом, далее изучаем цвета и начинаем заниматься приложив свою руку к руке Речевичка, логопед называет цвет, ребёнок приподнимает соответствующий пальчик. На последующих этапах каждому цвету будет соответствовать слово (есть карточки, демонстрирую, далее можно приступить в изучению понятий «право-лево».
(играем вместе с участниками семинара)
Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, не достаточно сказать просто: «Сделай, как я делаю». Необходимо заинтересовать ребёнка вызвать потребность и желание говорить!
Я еще раз хочу поблагодарить всех, кто принял в нем участие. Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова.