Инна Басараб
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Фраза «учить играя» является девизом педагогов-дошкольников, тем более с учетом современных требований, когда образовательные стандарты требуют прежде всего развивать в ребенке любознательность, фантазию, воображение, уделять большое внимание развитию ребенка как личности.
Публикация «Игры для развития лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Работа над лексико-грамматическим строем речи одна из составляющих в развитии речи ребенка. Данное направление сложно и трудоемко, потому и требует от самого педагога творческого подхода. Сложный материал нужно преподать детям так, чтобы они усвоили его легко и просто.
Для усвоения некоторых грамматических категорий мною были придуманы игры, которые можно использовать как в повседневной деятельности для закрепления материала, во время обучающей деятельности, а так же на праздниках и открытых мероприятиях.
Игра «Чьи хвосты?»
Цели:
1. Закрепить навык образование притяжательных прилагательных от существительных.
2. Развитие интонационной выразительности речи.
Дети встают в круг, берутся за руки. Идут по кругу, произнося слова.
Дети. Дружно по лесу шагали и лисицу увидали.
Девочка в шапочке Лисы выходит в центр круга.
Дети:
-Здравствуй хитрая лиса! Шубка у тебя краса.
А хвост чей?
Лиса:- Мой (показывает свой хвостик)
Дети:- Не твой, а лисий.
А уши чьи? (показывает ушки)
Лиса :- Мои
Дети:- Не твои, а лисьи.
А мордочка чья (показывает мордочку)
Лиса:- Моя.
Дети:-Не твоя, а лисья.
Дети:- Кого Лиса выбирает, с тем в ладоши поиграет.
Лиса выбирает любого ребенка из круга и под музыку проигрывает с ним в ладушки.
Дети аналогично встречают Зайца.
Дружно по лесу шагали и зайчишку увидали.
- Здравствуй заинька косой, поиграем мы с тобой.
Дети встречают Волка.
Дружно по лесу шагали, злого Волка увидали.
- Здравствуй Волк-волчище, острые зубищи.
Дети аналогично спрашивают у Волка про уши, хвост и зубы.
Игра «Словесные снежки»
Цели:
1. Закрепление навыка образования родственных слов.
2. Развитие координации и ловкости движений.
Правила игры:
Дети становятся в круг, у каждого в руках снежок. В центр круга выходит водящий, изображающий либо снеговика, либо зимушку, либо мороз. Водящий произносит четверостишие, дети бросают в него снежки, подбирая родственные слова. Ребенок, назвавший слово последним, становится водящим.
Чоки-чоки, чоки-чок,
Я теперь СНЕГОВИЧОК,
Ты снежки в меня бросай и словечко называй.
Кто последний назовет, смело в круг ко мне встает.
Я Снеговик- Снег
Снегирь,
Снежный,
Снежинка,
Снегурочка,
Снеговая,
Снега,
Снежок,
Снегоход,
Снегокат.
Вот сама, вот сама
Вышла Зимушка-ЗИМА.
Ты снежки в нее бросай и словечки называй.
А МОРОЗ
а мороз красный нам покажет нос.
Ты снежки в него бросай и словечки называй.
Вот прозрачный скользкий ЛЕД прокатиться нас зовет.
Ты снежки в него бросай и словечко называй.
Игра «Словесные мячи»
Игра подобна предыдущей, но проводится в соответствии с сезонами- осенью и весной, вместо снежков используются мячи.
Грозный волк, грозный ВОЛК
, ты зубами щелк, да щелк.
Мячик ты в него бросай и словечко называй.
Кто последний назовет, смело к волку в круг встает.
Будешь ты у нас ЛЕСНИК
, что в лесочке жить привык.
Мячики в него бросайте и словечки называйте.
Кто последний назовет смело в круг встает.
Летит СКВОРУШКА
скворец, песни петь он удалец.
Мячик ты в него бросай и словечки называй.
Вот ВЕСНА, вот весна,
Нам подарки принесла.
Песню звонкую веснянку, что поем мы спозаранку,
На носу у нас веснушки, озорные канапушки.
Мячик ты в весну бросай и словечки называй.