Игры-драматизации для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Сеничева
Игры-драматизации для детей старшего дошкольного возраста

Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» старшая группа

Цель: Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Задачи:

- познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям;

- учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).

Материал: Плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья, кусты; куклы-варежки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.

Ход игры-драматизации:

Ведущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».

Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу

Лиса. Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!

Заяц. Заходи, Лисонька.

Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

Лиса (в окошке). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!

Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Собака. Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!

Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!

Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.

Волк (участливо). О чем, Заяц, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла -она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!

Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала ~ не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.

Волк. Нет, выгоню!

Ведущий. Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.

Волк. Поди, Лиса, вон!

Ведущий. А Лиса Волка ничуть испугалась.

Лиса (в окошке). Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам

Ведущий. Испугался Волк и. убежал. Идет мимо Зайца Медведь.

Медведь (участливо). О чем, Заяц плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и рас яла. Она попросилась ко мне погрет да меня и выгнала.

Медведь (важно). Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!

Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. бака гнала - не выгнала, Волк гнал - невыгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.

Медведь (упрямо). Нет, вы-го-ню!

Ведущий. Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису.

Медведь (рычит). Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но!

Ведущий. А Лиса не испугалась.

Лиса (в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

Ведущий. Испугался Медведь и в убежал. Идет мимо Зайца Петух.

Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) чем, Зайка, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

Петух. Я ее сейчас выгоню!

Заяц. Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.

Петух. Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!

Ведущий. Подошел Петух к избе и стал гнать Лису.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.

Лиса. Шубу надеваю.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса

Ведущий. Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!

Игра- драматизация «Волк и семеро козлят»

Задачи:

- На примере сказочных героев формировать у детей понимание особенностей поведения мальчиков и девочек, умение играть вместе, вести себя по этикету, заботиться друг о друге.

- Реализовывать представления детей о продолжительном эмоциональном отношении к будущей мужской или женской ролям при взаимодействии с окружающим, об обязанностях членов семьи в домашнем хозяйстве. Разъяснять суть принципа взаимного дополнения при распределении работы по дому.

- Развивать умение равномерно двигаться, создавать образы живых существ с помощью пластических движений, интонаций.

Оборудование:

Маски, атрибуты для сказки: стол, стулья, посуда, скатерть, пироги с капустой, ведёрки, дрова;

Фонограмма песни «Мама» из к/ф «Мама»;

Платочек для музыкальной игры.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Волк и семеро козлят», разбор понятий: топить печь, носить воду, дрова;

Разучивание слов «Как прогнать волка»;

Разучивание музыкальной игры «Встань-ка на дорожку».

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты, которые приготовлены на столе.

- Как вы думаете, для какой сказки я всё это приготовила?

Предлагает выбрать атрибуты и маски пожеланию, сама надевает фартук и маску козы.

- Я буду мамой-козой, а вы кем будете?

Воспитатель предлагает надеть маски, спрашивает, почему они выбрали именно эту маску. Если ребёнок мальчик взял маску с бантом, спросить, почему он это сделал.

- Теперь я мама-коза, а вы мои козлята: 3 сыночка и 4 дочки.

Воспитатель рассказывает, что жили козлята с мамой дружно и весело в уютном доме, по хозяйству справлялись. Воспитатель обращается к детям.

- Козлятушки, ребятушки, помогите маме по хозяйству:

Нужно и обед приготовить и стол накрыть.

- Дочки, чем вы можете маме помочь?

(На стол накрыть, посуду разложить, скатерть постелить)

Тем, кто предложил стол накрыть, воспитатель дает скатерть, посуду ит. д.

- Сыночки-козлята, чем вы маме-козе поможете''

(Воды принести, дров натаскать, печь истопить)

- Ты, козлёнок, старший мой сынок, решил за водой

сходить: вот тебе ведёрко и братца возьми, принесите воды из речки.

- Ты, козлёночек, мой младшенький, согласился за дровами

сходить, отправляйся за дровами, нужно печь истопить.

Воспитатель (мама-коза) приглашает всех за стол чай с пирогами пить.

- Я вам пирогов испекла.

Все козлята садятся на стульчики вокруг стола, а маме стула не хватило. (Большой стул стоит отдельно).

-Ой, дети мои, а маме стульчика не найдётся?

Подвести детей кто тому, что бы они или уступили свой стул, (тогда мама-коза возьмёт ребёнка на руки, или принесли маме-козе большой стул.

Воспитатель (мама-коза) благодарит своих козлят. Все вместе пьют чай с пирогами.

Музыкальная игра

- Попили чай, теперь можно и повеселится. А я новую игру знаю. Хотите поиграть?

Встань-ка на дорожку, (пружинка)

хлопни-ка в ладошки, (хлопки)

Топни каблучками, (притопы)

Потанцуй-ка с нами, (повороты)

Нас в кружок приглашай, (качают головой)

И меня выбирай! (прижимают руки к груди)

Участники игры передают платок кто кому пожелает, тот выходит в круг и выполняет танцевальные движения. (Игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель (мама-коза) настороженно предупреждает козлят:

-В лесу рыщет голодный волк, он может услышать звонкую песенку и постучать в дом.

Обращается к сыновьям:

-Помните, я вас учила, как нужно себя вести, чтобы отпугнуть волка, какие слова надо сказать твёрдым, громким голосом.

Стук в дверь.

Воспитатель (мама-коза) спрашивает:

-Кто бы это мог быть?

-Волк.

Девочки-козлята прячутся за маму:

-Страшно, боимся!

Мальчики-козлята остаются на месте и говорят слова:

1 козлёнок:

Мы не боимся никого

Даже волка самого!

2 козлёнок:

Уходи зубастый зверь,

Не стучи ты в нашу дверь!

3 козлёнок:

Мы отважные ребята,

Очень смелые козлята!

Все вместе:

Всю семью мы защитим

И в обиду не дадим!

Воспитатель предлагает мальчикам-козлятам повторить слова ещё раз, но более твёрдым голосом

Воспитатель (мама-коза) с дочками благодарит сыновей за то, что они не побоялись и прогнали злого волка, он больше сюда не вернётся и не будет стучаться в дверь. Он теперь знает, что в этом доме есть настоящие защитники. Они не дадут своих близких в обиду.

Мама гладит козлят по голове, козлята прижимаются к маме, проявляют нежность и заботу.

В заключении звучит песня о маме.

Игра – драматизация

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

Задачи:

- совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

- развивать социальные навыки общения.

План:

1. Отгадывание загадок.

2. Ряжение в костюмы.

3. Драматизация сказки «Айболит и воробей».

Ход игры:

Звучит музыка, и воспитатель встречает детей словами:

Чтобы вспомнить нашу сказку

И героев повстречать,

Загадаю вам загадки,

Попробуйте их отгадать!

(В загадках передаются характерные особенности персонажей.)

1.

Извивается, шипит,

Всех ужалить норовит,

Нехорошая и злая.

Отгадайте, кто такая? (Змея.)

2.

Он чирикал и скакал,

Червяков в земле искал.

Вдруг клевать он перестал,

Покачнулся и упал. (Воробей.)

3.

Пучеглазая старуха

Увидала воробья.

Ей жалко его очень стало —

Не помочь ему нельзя. (Лягушка.)

4.

Колючий серенький зверек

Больного увидал.

Оставил все дела свои

И помощь оказал. (Еж.)

5.

Как прекрасно, что всегда

Могут выручить друзья,

Фонарик ярче зажигает,

Друзьям дорогу освещает. (Светлячок.)

6.

Добрый, седой,

Лечит зверей.

Кто, вы догадались?

Ответьте скорей! (Доктор Айболит.)

В ходе отгадывания загадок дети, по просьбе педагога, объясняют, по каким признакам они узнали героя.

Затем воспитатель предлагает детям, по желанию, любую карточку (карточки по количеству детей, причем часть из них с изображением персонажей, а остальные пустые, объясняя, что карточки говорят о том, какую роль будет исполнять каждый. Пустые карточки будут обозначать зрите лей.

Далее педагог вносит элементы костюмов змеи, воробья, ежа, лягушки, светлячка, Айболита. Дети надевают их. Все вместе определяют игровое пространство, затем драматизируют сказку «Айболит и воробей». После драматизации артисты и зрители меняются местами.

По окончании драматизации педагог поощряет детей за индивидуальность в исполнении образов, артистизм. Завершая занятие, акцентирует, почему воробей стал здоровым, побуждает детей высказать свои суждения.

Звучит музыка, и педагог заканчивает встречу словами:

Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Ни за что на свете!

Игра – драматизация

«Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался»

Задачи:

- совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

План:

1. Отгадывание загадок.

2. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».

3. Драматизация сказки,

4. Заключительный танец.

Ход игры:

Педагог встречает детей под знакомую им музыку словами:

Сказка долгожданная в гости к нам спешит, Музыка знакомая об этом говорит. Сказка вам, ребята, приготовила загадки. Что это за герои — узнаете в отгадках.

Он хвастливый очень-очень,

Ходит гордо, между прочим.

Хвастунишка в лес попал,

Чуть совсем там не пропал. (Петушок.)

Дети по просьбе воспитателя изображают перед зеркалом различное состояние петушка (гордый, испуганный, затем имитируют все вместе движения, которые соответствуют каждому его настроению.

Очень юркая она,

Быстро говорит слова,

Но гордится так собой.

Что же это за герой? (Сорока.)

Дети имитируют движения сороки (быстрые, ловкие, голосом торопливым ведут монолог.

Очень старая, большая,

Петушку совет дала,

Голос грубый очень низкий,

Вы узнали, кто она? (Ворона.)

Дети двигаются на корточках, переваливаясь, медленно, тяжело, имитируя взмах крыльев.

Очень хитрая она,

Чуть не съела петуха. (Лиса.)

Дети двигаются плавно, ступают легко, взгляд у них хитрый, голосок в монологе ласковый.

Очень храбрый и отважный,

Спас от смерти хвастуна,

У него ружье большое.

Догадайтесь, кто он, друзья? (Охотник.)

Дети идут уверенным шагом, вскидывают ружье и прицеливаются.

Петя без хвоста остался,

Чуть лисе он не попался.

Догадались вы, друзья,

Кто на смех поднял Петуха? (Птичий двор.)

Дети, по желанию, изображают любого обитателя птичьего двора, представляя его по-своему,

Далее педагог предлагает поиграть в эту сказку. Для этого детям раздаются карточки, где изображены герои, роли которых они будут исполнять (карточки по количеству детей с рисунками, героев: петуха, вороны, сороки, лисы, охотника, обитателей птичьего двора — кур, гусей, уток, индюшек и т. д.). Если кому-то из детей не понравится герой, которого он должен изобразить, воспитатель предлагает решить эту ситуацию другим детям (например, поменяться ролями с кем-нибудь). Далее воспитатель вносит элементы костюмов; дети наряжаются, размечают игровое пространство: лес, птичий двор; устанавливают декорации: елки, речку (голубая ткань) и т. д. Проводится драматизация. Роль автора исполняет педагог»

По окончании звучит «Танец маленьких утят», и все герои танцуют этот веселый танец.

Заканчивает занятие педагог словами под знакомый музыкальный мотив:

Постарались вы, ребята,

Верю, сказка очень рада,

В путь пора ей собираться

И с ребятами прощаться,

К нам же сквозь пургу и вьюгу

Сказка новая спешит,

Вам подарит радость встречи,

Вас она повеселит

Игра – драматизация

Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?

Задачи:

- развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

- учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

- активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

План:

1. Игра «Театральная разминка».

2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Ход игры:

Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».

Подошла к концу разминка.

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

Публикации по теме:

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста 1.«Что положим в корзинку». Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, что урожай можно собирать в саду, в огороде, в лесу. Научить.

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Введение В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и.

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста. «Береги руки» Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Игры-драматизации для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 августа 2019 в 14:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Конкурсное эссе на тему «Традиции моей семьи»
Традиции моей семьи. Нет большего счастья в жизни, чем иметь крепкую и очень дружную семью. Это поистине подарок судьбы, и нет ничего главнее, чем семья,...
К вопросу о сохранности родных языков коренных малочисленных народов Севера в...
Специфическими для Северо-Арктической зоны России наряду с другими факторами являются проблемы получения качественного образования в связи с большой...
Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник»
Цель : совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования....