МААМ-картинки

Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи

татьяна сигитова
Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи

Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов, которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Публикация «Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи» размещена в разделах

Пути формирования грамматически правильной речи : создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Для усвоения родовой принадлежности.

Игра «Опиши картинку».

Материал для игры : предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)

«А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)

У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.

У меня высокий дом. А у тебя что? – А у меня низкий дом.

Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко)

Про что можно сказать маленькой! (Про девочку, шубку, варежку.)

Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка.)

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.

Дидактическая игра «Три рейки» (по типу игры из альбома О. И. Соловьевой).

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеж

Словесные упражнения.

«Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)

«Один и много».

Вначале воспитатель – ведущий.

У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.

У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

У меня один гольф. А у тебя? – У меня много гольфов.

Упражнения на подбор глаголов.

«Кто что умеет делать».

Собака – лает, сторожит (дом, рычит, виляет (хвостом, бегает, грызет (кости).

Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко, ловит мышей, играет.

«Кто больше назовет действий».

Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать (в воде, играть (с водой, переливать (воду, кипятить.

Что можно делать с мячом? – Играть, бросать, ловить, пинать.

Что можно делать с цветами? – Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.

«Где что можно делать».

Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.

Что можно делать на реке? – Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке, ловить рыбу.

Усложняются задания на употребление глаголов одеть – надеть, одеть – раздеть, надеть – снять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением (наверху, внизу, слева, напротив, между).

Для введения в речь причастий можно использовать упражнения с картинками и словесные :

Мальчик читает. Какой мальчик? – Читающий мальчик.

Мальчик рисует. – Рисующий мальчик.

Самолет летит, гудит. – Летящий, гудящий самолет.

Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. – Желтеющий, зеленеющий, краснеющий, шуршащий лист.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детейДидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.

Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки Введение Здоровье – бесценный дар, который нужно беречь разумно, деятельно. Здоров тот, кто активен, жизнерадостен, кто умеет радоваться.

Словесные игры с детьми дошкольного возраста Великое изобретение человека - игра; она имеет для биологического, социального и духовного развития человечества большее значение. В игровой.

Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи во второй группе раннего возраста 1. Игра «Непослушный колобок» Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный.

Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей звукового анализа и синтеза, т. к. его несформированность влечет.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Мастер-класс для педагогов «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: речевое развитие дошкольников с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр. Задачи: 1) показать важность работы по развитию.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников Грамматика русского языка — обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей. Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 17:35
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД