Хоменко Галина
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, используемые на занятиях с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и другие. Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, на формирование графических умений и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Публикация «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, используемые на занятиях с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Нормально видящий ребенок овладевает многими предметными действиями по зрительному подражанию. Дети с нарушением зрения затрудняются самостоятельно овладеть этими действиями. Особенно это касается тонкой моторики руки. Здесь роль взрослого, тифлопедагога и возрастает.
Имеющиеся особенности в развитии зрительно – двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования при обучении детей с нарушением зрения специальных средств и приемов, обеспечивающих успешность овладения зрительно – двигательными действиями.
Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, используемые на коррекционных занятиях.
При формировании предметных представлений:
1. “волшебный мешочек” (угадай что в мешочке)
2. игры со счетными палочками (составь картинку по образцу, самостоятельно и т. д.)
3. дорисуй картинку (дорисуй вторую половинку, дорисуй чего не хватает, что забыл нарисовать художник и т. д.)
4. мозаика
5. обводка и штриховка контуров (найди и обведи, укрась елочку, платье и т. д.)
6. обведение по точкам (кто спрятался, угадай кто здесь и т. д.)
7. игры с прищепками (сделай солнышко, ежика и т. д.)
8. графический диктант (нарисуй под диктовку)
9. пальчиковая гимнастика
10. лабиринты (кто с чем играет, кто кому звонит, кто куда дойдет и т. д.)
11. работа в тетради в клетку (закончи узор, скопируй и т. д.)
12. шнуровка (разукрась солнышко, сделай заборчик и т. д.)
13. теневой театр
При развитии навыков ориентировки в пространстве:
1. мозаика (разложи по уголкам, разложи под диктовку и т. д.)
2. конструирование из мелкого конструктора (по образцу, по словесной установке и т. д.)
3. работа в тетради в клетку (графический диктант, скопируй образец, дорисуй картинку, продолжи ряд и т. д.)
4. игры со счетными палочками (по образцу, составь цветок, составь картинку и т. д.)
5. работа в альбоме (дорисуй картинку, нарисуй дорожку, рисование по словесной установке и т. д.)
6. пальчиковая гимнастика
7. сложи узор (с использованием мелких фигур) (по словесной установке, самостоятельно).
При формирован сенсорных эталонов:
1. игры с вкладышами (вкладывание нескольких форм в одну, закрой все круглые окошки и т. д.)
2. волшебный мешочек (достань все круглое, с углами и т. д.)
3. бисеринки (нанизывание по цвету, размеру, форме и т. д.)
4. сложи узор (с использованием мелких фигур) (красивый платочек, дорожка к замку и т. д.)
5. трафареты (обведи все круги; фигуры в порядке убывания размера, обведи отгадку на загадку и т. д.)
6. палочки разных размеров и цветов (собери по цвету, разложи в ряд по возрастанию, убыванию и т. д.)
7. пирамидки (собери по цвету, по величине и т. д.)
При развитии тактильного восприятия:
1. пальчиковая гимнастика
2. игры с вкладышами (собери квадрат, закрой окошко и т. д.)
3. волшебный мешочек (достань все железное, мягкое и т. д.)
4. игры с крупой (рисование по крупе, группировка крупы по размеру, игрушки в крупе)
5. узловка (перебирание шнурка с завязанными на нем узелками)
6. пальчиковая гимнастика с предметами (стопор, пробки, катушка, карандаш)
7. самый быстрый (накручивание веревки с предметом на палочку по темам предметных представлений)