Татьяна Шалыгина
Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
Задачи.
Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.
Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.
Участники мастер-класса: родители старшей группы, учитель- логопед- ведущий мастер- класса.
Публикация «Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Продолжительность: 30 минут.
Оборудование: памятка-консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи", логопедическая обезьянка Самсон, цветные карандаши, числовые линейки, предметные картинки, картинки-колокольчики, разного цвета геометрические фигуры.
Предварительная подготовка
1. Подбор и изучение литературы по теме мастер- класса.
2. Изготовление раздаточного материала для игры.
3. Разработка памятки- консультации для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
Ход мастер- класса
1. Выступление учителя- логопеда.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.
Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, составляющие звуковую оболочку слов.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей. всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать,что эти занятия- не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
2. Совместная деятельность учителя логопеда и детей (родителей)
Игра-путешествие "В гости к Самсону".
Цели: развивать фонематический слух, дифференцируя звуки "с-з"; продолжить работу по развитию внимания и памяти.
1. Организационный момент
-Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т. д.
2. Постановка цели.
Дети стоят вокруг логопеда.
- Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Самсону, но чтобы путешествие удалось, надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.
-В поезд приглашаю детей, у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т. д.
3. Основная часть.
1)-Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.
2)-Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Самсон. Только что-то он очень грустный.
-Самсон никак не может сосчитать, сколько звуков "с" в его имени. Поможем ему?
(Самсон приглашает всех детей в дом за столы.)
- Определите место звуков на числовой линейке.
-Вы правильно выполнили задание Самсона, и он хочет поиграть с вами в разные игры.
3)Игра "Хлопни- топни"
На звук "з "-хлопнуть, на звук "с" - хлопнуть.
4)Игра "Дразнилка"
-Все обезьянки любят дразниться. Повторите за Самсоном его любимые дразнилки.
са- за- са; зу- зу- су- су; зы- за- зу.
5) Игра "Веселый карандаш"
-Самсон приготовил вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз он произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.
СА-ЗА; ЗА-ЗА-СА; СУ-ЗУ-ЗЫ; ЗО-ЗЫ-ЗА-ЗУ.
6)Игра "Поймай слово"
-У Самсона было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Самсону
(вдох- носом, выдох- ртом).
Замок, сапог, санки, Самсон, зайка, лиса, Самсон, зонтик, Зоя, Самсон, узор, совок, зубок, Самсон, суп, плясун, Самсон.
- Пришла пора возвращаться домой. Пригласим Самсона с собой? Назад мы полетим на ковре- самолете. Вокруг себя обернись на ковре- самолете окажись. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, следите за моей рукой. Набираем высоту на звук"З"(чем выше рука, тем громче звук, снижаемся на звук "С"(чем ниже рука, тем тише звук). Вот мы и дома.
- А дома нас тоже ждет сюрприз.
7) Игра "Сигнальщики"
- В колокольчиках спрятался звук "З" (потому что он звонкий).Если в названии картинки звук"З" - покажите колокольчик, а если его нет - погрозите мне пальчиком.
Картинки: собака, зуб, зонт, сук, косы, замок, зайка, лиса, зубы, плясун.
8) Итог.
Самсон прощается с детьми и просит напомнить слова со звуками"С", "З".