Получи документы

Игры и упражнения с мячом (4 фото)

Максим Воронов
Игры и упражнения с мячом

Подвижные игры с мячом как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что в настоящее время одной из самых глобальных проблем человечества, является проблема малоподвижного образа жизни. В век цифрового прогресса, когда создаются столько, казалось бы, полезных и нужных технологических разработок для облегчения жизнедеятельности каждого человека, наблюдается обратный эффект: облегчение жизни ведет к ее усложнению. Еще 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, а сегодня можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Раньше родители переживали, что ребенок мог получить травму, играя на улице в подвижные, спортивные игры в команде со своими сверстниками, а сейчас проблема состоит в том, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка игрой, вызвать у него желание хотя бы попробовать поучаствовать в организованной для него активности. И это не потому что дети стали «другими», нет, причина в другом: стиль жизни, мода на выбор игрушки и игры стал другим, более пассивным и автономным. Но, дети всегда остаются детьми, и главным аргументом и образцом поведения для них все еще остается их взрослое окружение, поэтому можем отметить, что грамотно построенная политика государства ведет к Моде на здоровье, а привычку к здоровью у детей помогает развивать игра, а именно подвижная игра.

Публикация «Игры и упражнения с мячом» размещена в разделах

Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Еще в древние времена они носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Даже совсем маленькие годовалые карапузы без устали могут ловить мячик, который катится к ним по полу. Что же говорить о среднем, а тем более старшем детсадовском возрасте.

Веселые развлечения в виде бросаний, катаний и ловли мячика развивают глазомер, улучшают координацию движений, способствуют развитию ловкости и пространственной ориентации, являются разгрузкой нервной системы, несут массу радостных эмоций и переживаний.

Мяч имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Он имеет форму шара, никакое другое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, которые включаются при выполнении упражнений с мячом. Имея определённый цвет, различно влияет на психическое и физиологическое состояние человека. Кроме цветового влияния, мяч обладает вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, способствует лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении и т. д.

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков – это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают подвижные игры с мячом, которые являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т. к. ориентируют их на достижение определенной цели. Подвижные игры с мячом эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость. Все подвижные игры с мячом составляются из движений предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям.

Детей увлекает разнообразие движений в одной игре – пробежать, перелезь, подлезть, передать мяч, попасть мячом в цель и т. д., их соревновательный характер. В процессе подвижных игр с мячом совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.

При заинтересованности взрослых в играх детей, имеется возможность вариации использования мяча в различных областях развития ребенка: это к примеру, подсчет количества мячей, определение и различие по размеру, форме, цвету, фактуре, весу, способы применения его в повседневной жизни.

Действия с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений.

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов.

В Древней Индии (III-II тыс. до н. э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду»мячом и битой, которая стала прародительницей хоккея на траве. Найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н. э.) мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных. Распространены упражнения и игры с мячом были и в Древней Греции, и Древнем Риме (III-II тыс. до н. э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью или фиговыми зернышками. А назначались эти упражнения врачами и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил.

Среди средневековых спортивных игр были популярны такие игры, как «же де пом» во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли ладонью, и «суль» – прообраз футбола, зародившегося в Англии (IX век). Игра типа русской лапты пришла в Европу из Индии через Ближний Восток посредством торговли и получила свое распространение главным образом среди сельских жителей.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т. е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячомспециальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Подвижные игры с мячом помогут развить быстроту, внимание, скоростные качества у детей дошкольного возраста при условии применения систематического проведения игр с обязательным усложнением их содержания. Например:

Игра «Передай мяч» с усложнением. Вместо резинового мяча используем набивной мяч, и дети находятся в одной колонне стоя на скамейке.

Игра «Кати в цель» с усложнением. Катание проводится по очереди: правой и левой рукой; вместо целей используем поставленные на землю кегли, можно выбрать прокатывание между предметами только определенной формы (круглые или квадратные, низкие или высокие, означенного цвета и т. п.).

Игра «Змейка». Варианты усложнения: Ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»; можно выбрать вариант ведения мяча без помощи рук, используя обруч или гимнастические палки, скакалку и т. п. Игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.

Эстафета с мячами. Варианты усложнения: сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении сзади наперед, а поэтому педагогу отдает мяч игрок, стоящий первым; мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами; комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед – внизу, между широко расставленными ногами.

Для детей дошкольного возраста при организации игр с мячом, педагогам и родителям необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- Определяя силу воздействия игры на организм ребенка, надо учитывать не только физическую нагрузку, вызываемую игрой, но и степень ее эмоциональной насыщенности.

- Установление очередности игр в их комплексе требует соблюдения так называемой физиологической кривой, т. е. игры, проводимые в начале и в конце организованной деятельности должны давать небольшую психофизическую нагрузку, а в середине она будет наибольшей.

- При проведении игр следует создавать условия для концентрации внимания детей на игру. Внимание детей можно стимулировать играми с мячом, обручами, шарами, использованием горок, гимнастических стенок, перекладин, досок.

- Голос ведущего должен быть спокойным, ласковым, с доброй эмоциональной окраской, вселять в ребенка уверенность в свои силы. Положительные результаты в игре должны обязательно поощряться.

- Целесообразно показывать ребенку рисунки к проводимым играм. Это будет способствовать развитию у него эйдетической (образной) памяти, а значит, и образного воображения и мышления. Тренировка этой памяти важна не только для учебы в школе, но и для всей последующей жизни.

- Установлено, что в движении ребенок значительно легче и быстрее осваивает и запоминает слова, правила, действия и т. п. Учитывая это, подвижные игры целесообразно использовать для обучения ребенка, например, азбуке, счету, начальным арифметическим действиям, правильному произношению слов, фраз, их интонационной выразительности, иностранному языку. Такое обучение в процессе занятий подвижными играми не только имеет познавательное значение, но и содействует развитию головного мозга ребенка, его центральной нервной системы, а, следовательно, и всего организма

Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

И главным аргументом использования игр с мячом является вариативность, свобода выбора движений, действий с ним как средства оздоровления и развития детей с «самого младшего» и до «самого взрослого» возраста без ограничений.

Игры и упражнения с мячом
Фото №1 Еще лет назад мы говорили о здоровом поколении а сегодня можем только мечтать о целостно здоровом ребенке Фото №2 И это не потому что дети стали другими нет причина в другом стиль жизни мода на выбор игрушки и Фото №3 Игры с мячом для детей игры стал другим более пассивным и автономным
Публикации по теме:

Беседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возрастаБеседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей. После рассказа о правилах игры можно поиграть с детьми в эту игру с мячом.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Игры с мячом во время самоизоляции. Видео Мяч – самая универсальная и многогранная игрушка. Мяч не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и развивает наблюдательность,.

Консультация для родителей — «Игры с мячом»Консультация для родителей — «Игры с мячом» Образовательная область: «Физическое развитие», "Речевое развитие" Задачи: 1. Познакомить детей с умениями в играх с мячом разными способами.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом» Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше.

Летние игры с водой, прищепками, мячом су-джок, шумовыми игрушками с детьми 2–4 летЛетние игры с водой, прищепками, мячом су-джок, шумовыми игрушками с детьми 2–4 лет Игры с водой- это естественна и доступная форма деятельности. Игры с водой имеют терапевтический эффект. Вода оказывает успокаивающие воздействие,.

Лэпбук «Игры с мячом»Лэпбук «Игры с мячом» Лэпбук " Игры с мячом" Всем моим коллегам горячий физкульт - привет! Сегодня вашему вниманию я хочу представить мой второй лэпбук " Игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения с мячом
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 12:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД