МААМ-картинки

Роль игр и занятий с сенсорным оборудованием в психическом развитии детей раннего возраста (3 фото)

Гульнара Салимова
Роль игр и занятий с сенсорным оборудованием в психическом развитии детей раннего возраста

Роль игр и занятий с сенсорным оборудованием в психическом развитии детей раннего возраста

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. Если недооценивать значение целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от того, как формируется процесс зрительного, слухового, осязательного восприятия, совершенствуются различного рода действия с предметами и орудиями, устанавливается их связь со словом.

Публикация «Роль игр и занятий с сенсорным оборудованием в психическом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет мышление. Однако восприятие необходимо направлять, так как малыши в первую очередь могут заинтересоваться частными признаками, привлекшими их внимание, тогда как существенные свойства предмета будут оставаться скрытыми за второстепенными.

Процесс ознакомления ребё нка со свойствами происходит постепенно в соответствии с закономерностями детского восприятия: от простых, однородных свойств к сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности ребёнка, опосредованные действия через предмет-орудие. Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего возраста. Оно становится более точным и полным, если участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но и ощущает эти предметы и действует с ними.

К 3 годам ребёнок различает предметы по цвету, величине, выделяет различие в пространственном расположении предметов, тонко дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнаёт знакомые мелодии. На третьем году жизни он начинает обозначать сенсорные свойства и признаки пояснениями, опредмечивать их названия ( цвета: жёлтое – солнышко, зелёное – травка; формы: мячик, кирпичик).

У ребёнка совершенствуются перцептивные (обследовательские) действия, которые обеспечивают успешность достижения цели – предметного действия. Перцептивные действия – это выделение объекта из фона, анализ его признаков, свойств (цвета, формы, величины, сравнение предметов или их частей между собой по этим свойствам, соотношение с эталонами. Сравнение сначала осуществляется непосредственно: нужно положить рядом или наложить друг на друга два предмета, сопоставив их по размеру, сравнив их по цвету, форме. Этот этап непосредственного контроля за выполнением предметных действий является важным для дальнейшего развития контролирующей функции восприятия. Позднее ребёнок овладевает умение зрительного соотношения.

На протяжении раннего возраста у ребёнка развиваются сенсорные способности : видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить действия с предметами и орудиями. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям третьего года жизни размещать элементы мозаики в гнёздах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать орудием на другой предмет.

Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, занятиях со строительными материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. Поэтому перед взрослыми стоит важная задача – целесообразно организовать окружающую среду, обеспечить её пособиями, игрушками, материалами, отличающимися ярко выраженными свойствами: величиной, формой, цветом, тяжестью, фактурой, возможностью издавать разные звуки.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста на развивающих занятиях вместе с педагогом-психологом, играя с сенсорным оборудованием и игрушками, развивают мелкую моторику рук, мышление, восприятие, речь и координацию движений. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Роль игр и занятий с сенсорным оборудованием в психическом развитии детей раннего возраста
Фото №1 Отдельные ощущения полученные от предмета суммируются в целостное его восприятие Фото №2 На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов становится возможным их дифференцировать выделять один из множества других находить сходство и различия между ними
Публикации по теме:

Центр «Сенсорного развития».Центр «Сенсорного развития». Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игр и занятий с сенсорным оборудованием в психическом развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 10 августа 2013 в 17:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД