Приложение МААМ

Игры как средство развития представлений о количестве у младших дошкольников

Ольга земскова
Игры как средство развития представлений о количестве у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Данная тема является актуальной, так как игровая деятельность - это основной вид деятельности дошкольников, в процессе которого ребенок может «примерить» на себя отдельные социальные роли, это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, в котором, развивая собственные духовные и физические силы, ребенок развивает внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Публикация «Игры как средство развития представлений о количестве у младших дошкольников» размещена в разделах

Развитие представлений о количестве является одним из основных в математической науке и практике обучения и воспитания. Количество, как математическая единица исторически является эталоном для определения числа предметов. Психолого-педагогические исследования по теме развития представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста указывают на то, что во время математического развития в младшем дошкольном возрасте, начиная с 3 лет, закладываются основы социально опосредованных психических функций и процессов, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Целью исследования является исследование эффективности развития представлений о количестве у детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности.

Объект исследования: процесс развития представлений о количестве у младших дошкольников.

Предмет исследования : процесс развития представлений о количестве у детей младшей группы ДОО посредством различных видов игровой деятельности

Задачи исследования.

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Обобщить научные исследования о теоретико-методологических основах развития представлений о количестве и счетной деятельности.

3. Выявить возрастные особенности восприятия развития представлений о количестве предметов у дошкольников.

4. Определить содержание и методику формирования количественных представлений у детей младшей группы.

5. Подобрать диагностическую методику для изучения уровня развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

6. Продиагностировать уровень развития количественных представлений у младших дошкольников на констатирующем этапе исследования.

7. Развивать количественные представления у детей младшей группы на формирующем этапе исследования посредством игровой деятельности.

8. Продиагностировать уровень развития количественных представлений у младших дошкольников на контрольном этапе исследования, сделать выводы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и общение психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования анализ полученных данных, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация; проведение педагогического эксперимента, наблюдение, методы математической статистики.

Базой исследования явились две вторые младшие группы. Исследование было проведено в 2021-2022 учебном году, с октября по апрель месяц.

В первой главе были проанализированы понятия счет и счетная деятельность, и понятие количество.

В. Ф. Петрова отмечает счет - это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Т. И. Ерофеева Л. Н. Павлова, В. П. Новикова считают, что, «как и любая другая деятельность, счетная деятельность имеет три основных признака.

1. Цель – сосчитать.

2. Средства – как считать (в каждой возрастной группе свои).

3. Результат – итоговое число»

Счет в своей основе является деятельностью с конечными множествами. Процесс счета включает в себя структурные компоненты:

1) цель (количество предметов отображается в числовом выражении);

2) средства достижения (сам процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения самой процедуры сосчитывания);

3) результат (итоговое число, получаемое по окончании произведенных действий).

Изучив теоретические работы, удалось установить, что понятие счета рассматривается в рамках различных наук, включая философские, психологические, педагогичские, математические. Это деятельность по определению количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел. Под влиянием овладения счетом у детей дошкольного возраста формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам. Важно то, что овладения знаниями о числе и счете позволяет детям перейти к новому виду деятельности – арифметическим вычислениям.

Основателем методики формирования количественных представлений в детском саду, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения, является А. М. Леушина. Автору впервые удалось соотнести возрастные особенности детей младшей группы с необходимостью формировать у них количественные представления.

Л. С. Метлиной была реализована и детально разработана методика формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Рассматривая содержание формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, были проанализированы программы: «От рождения до школы», «Радуга», «Детство» и «Развитие». Результаты были занесены в таблицу.

«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.   / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. —М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336

Программа «Радуга» С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др. ; науч. Рук. Е. В. Соловьева Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2016. - 232 с.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

Образовательная программа дошкольного образования  «Развитие» /Под ред. Булычевой А. И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ»,  2016 г.   220 с.

В ходе изучения программ было выявлено, что содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшей группы в различных программах содержит разнообразные практические действия с совокупностями однородных и разнородных предметов. Они направлены на усвоение детьми отношений «равенство» и «неравенство». Обучение в этот период характеризуется формированием количественных представлений, отражаемых в устной речи, так называемый «дочисловой» период. С младшими дошкольниками необходимо использовать игры, разные предметы, игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки, природный материал.

Исходя из теоретических данных, цели, задач и гипотезы исследования нами была намечена следующая цель  эксперимента: выявить уровень сформированности представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста и на основании этих данных проверить эффективность использования дидактических игр для формирования представлений о количестве у дошкольников. (слайд 12 – текст)

Задачами экспериментальной деятельности являлись:

1. определить критерии, показатели и уровни сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста;

2. проверить в опытно – экспериментальной работе эффективность использования дидактических игр в развитии представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1 этап: теоретический - изучение психолого-педагогической литературы, программ воспитания и обучения в детском саду по проблеме исследования; определение объекта, предмета, цели и задач исследования, формулирование гипотезы, работа с основными терминами и понятиями.

2 этап: практический - определение критерий, показателей и уровней сформированности представлений о количестве у детей младшего дошкольного возраста, разработка заданий для диагностики уровней сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста и проведение констатирующего этапа эксперимента, разработка и апробация игровой деятельности (дидактические игры) в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап: аналитический - обобщение и оформление результатов исследования.

В диагностической методике «Чаепитие на полянке»

были использованы следующие задания.

1. Педагог просил ребенка вспомнить сказку «Три медведя», главных персонажей. Затем ребенку открывалась экспозиция медведями, Машей, тарелками и ложками. Ребенку задавались вопросы: «Сколько медведей на полянке?» (много, «Сколько маленьких медвежат» (один, «Сколько медведиц?» (одна, «Сколько Маш?» (одна, «Сколько песчинок?» (много, «Сколько чашек?» (много, «Сколько волков на полянке?» (ни одного).

2. «Посмотри внимательно, сколько кружек на полянке? Кому не хватает кружки? (Маше). Как мы можем уравнять количество кружек? (Дать Маше кружку или убрать Машу). «Теперь поровну кружек и персонажей? Чего больше? Чего меньше?»

3. Далее воспитатель предлагал плоскостные фигурки грибов, ягод, цветов со следующими заданиями: «Уравняй неравные по количеству группы цветов и грибов. Как это можно сделать? (Путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы).

4. Детям предлагалось дать каждому медведю по ягоде. «Сколько ягод нужно?». Затем задавались вопросы на логическое мышление ребенка: «Чего больше, ягод или персонажей на полянке?», «Кого больше, животных или людей?» и пр.

Сравнивая две вторые младшие группы на констатирующем этапе, можно определить, что уровень развития представлений о количестве в группе № 7 (контрольной) чуть выше, чем в экспериментальной. Сравнительная диаграмма представлена на слайде

Сравнительная диаграмма контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе.

На формирующем этапе были использованы в работе с детьми дидактические игры, для формирования количественных представлений, включая авторские. Они подробно описаны в параграфе 2.1.

Также был специально создан уголок, в котором каждый ребенок в удобное для него время мог взять математическую игру и поиграть самостоятельно. Для тренировки в определении количества предметов были использованы различные предметы : несколько одинаковых игрушек, предметы на соотношение количественных величин много-один, доски для выкладывания и удобного соотношения, линейки.  Совместно с детьми воспитатели изготавливали пособия для счета (фигурки животных, насекомых; предметы посуды и мебели; геометрические фигуры разного цвета и размера и пр.).

На контрольном этапе эксперимента в марте 2022 года с детьми групп № 4 и № 7 было проведено диагностическое исследование по ранее использованной методике.

Сравнивая две вторые младшие группы детского сада на контрольном этапе, можно определить, что в этот раз уровень развития количественных представлений в группе № 4 – экспериментальной оказался выше, чем группе № 7 (контрольной). Сравнительная диаграмма представлена на слайде.

Сравнительная диаграмма контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе.

Таким образом, проведя опытно-экспериментальную работу в марте 2022 года на контрольном этапе, мы можем сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень развития количественных представлений выше, что говорит о том, что использование игр в детском саду является эффективным методом развития представлений детей о количестве. Несмотря на то, что на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе детьми были показаны результаты немного лучше, чем в экспериментальной, на третьем этапе явно видны преимущества экспериментальной группы.

В настоящее время экспериментальное исследование успешно завершено. В ходе него доказано, что развитие количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проходит эффективнее, чем с использованием обычных методик.

Автор публикации:
Игры как средство развития представлений о количестве у младших дошкольников
Опубликовано: 29 июля 2022 в 23:12
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры как средство развития представлений о количестве у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга земскова (УИ 868239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД