Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Игры на формирование речевой и познавательной активности у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ
УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕЙСТВИЙ
Для детей 5—6 лет
Собери пирамидку
Цель: развить у детей умение анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.
Детям раздаются пирамидки.
Педагог предлагает им собрать не простые пирамидки, а такие, которые нарисованы на картинке.
Дети разбирают свои пирамидки и собирают такие, как на картинке, точно по образцу.
Рассеянный художник
Публикация «Игры на формирование речевой и познавательной активности у детей 5–7 лет» размещена в разделах
Цель: развить у детей наблюдательность и счет до десяти.
На доску вывешивается таблица с цифрами от 0 до 10 с 2— 3 пропущенными цифрами.
Педагог просит детей найти ошибки художника и написать цифры, которые он пропустил.
Упражнение повторяется 2—3 раза.
Дети должны исправить ошибки художника — написать пропущенные цифры.
Для детей 6—7 лет
Что плавает, что тонет?
Цель: с помощью эксперимента научить детей определять свойства предметов.
Подбираются предметы из металла и дерева (линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др.).
Педагог предлагает детям угадать, что из этих предметов утонет, а что останется на плаву.
Выслушав ответы детей, педагог предлагает бросить предметы в таз с водой. Плавающие предметы дети складывают на один поднос, тонущие — на другой.
Дети должны самостоятельно сделать вывод, что деревянные предметы не тонут, а железные — тонут.
Узнай, какого это цвета
Цель: научить детей создавать образ графическим способом, четко выполнять инструкции взрослого.
Дети выбирают из коробки нужный цвет карандаша, придумывают и рисуют то, что бывает этого цвета (фрукты, овощи, животные).
Можно использовать помощь взрослого, но ребенок должен доказать правильность своего выбора.
Порадуем малышей
Цель: научить детей проявлять заботу о младших, нарисовать для них игрушки, передавать образы этих игрушек.
Дети из кружочков рисуют смешные фигурки игрушек (петрушку, ослика, малышам будет интересно их рассматривать.
Детям необходимо доказать, чем их игрушка понравится малышу.
Что можно подарить другу?
Цель: воспитать у детей доброжелательное отношение к окружающим, добросовестное отношение к работе.
Педагог предлагает детям сделать подарок другу (например, красивую аппликацию, дорисовать мелкие детали карандашом.
Каждый должен постараться как можно лучше выполнить работу, чтобы она понравилась другу.
Нарисуй, что интересного было в этом месяце
Цель: научить детей отбирать из прошлого опыта самое интересное и воплощать его в рисунке.
Педагог напоминает детям, что интересного было в этом месяце, и предлагает подумать, кто, что хочет нарисовать.
Детям следует использовать разный материал, после работы доказать, почему нарисовали именно это.
УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЛАТЬ ВЫБОР
Для детей 5—6 лет
Выбери что хочешь
Цель: научить детей определять выбор мотива: познавательный интерес или материальное вознаграждение.
Детям предлагается выбрать себе занятие (нарисовать инопланетянина и получить приз, или сделать аппликацию инопланетянина, что гораздо труднее) и получить в качестве вознаграждения интересную историю.
Выбери пару
Цель: научить детей делать выбор.
Детям предлагается убрать группу (полить цветы, протереть пыль в уголках, сложить конструктор и т. д.).
Педагог просит детей выбрать, с кем они будут работать и что будут делать. Решить надо быстро, выполнять работу за короткое время, но аккуратно.
Детям необходимо принять решение, организовать деятельность свою и товарищей.
Подарок
Цель: развить умение быстро принимать решение, сопоставить и соподчинить разные мотивы в ситуации конфликтного выбора.
Детям предлагается сделать аппликацию на тему «Овощи». Раздаются листы с нарисованной корзинкой и вырезанные шаблоны овощей.
Выполняя работу, дети должны подумать: оставить аппликацию себе или сделать подарок детям младшей группы.
Во время выполнения работы следует решить, кому будет принадлежать аппликация.
Для детей 6—7 лет
Невиданный зверь
Цель: научить сопоставлять разные мотивы в ситуации выбора.
Детям раздаются листы белой бумаги и цветные карандаши. На доску вывешиваются образцы невиданных животных (заяц с ушами слона и хвостом белки, голова крокодила с туловищем лягушки голубого цвета и др.).
Педагог просит детей нарисовать невиданного зверя по образцу или придумать свое животное. На выполнение задания — 15 минут.
Детям необходимо быстро принять решение и нарисовать что-либо.
Укрась салфетку так, как я скажу
Цели: научить оценивать свою работу в соответствии с данной словесной инструкцией; самостоятельно воспроизводить задание при анализе собственной работы.
Детям дается квадратный лист бумаги и заранее вырезанные различные цветочки, ягодки, листики. Детей просят внимательно послушать, как надо украсить салфетку.
Педагог предлагает в уголках салфетки наклеить по два зеленых листика, а между ними — по одному желтому. По середине каждой стороны салфетки по три красные ягоды. В центре — голубой цветок с желтой серединкой.
Задание повторяется дважды, после чего начинается выполнение работы. По ее окончании дети пытаются воспроизвести задание самостоятельно и одновременно проверяют правильность его выполнения. Тем, у которых нет ошибок, предлагается подарить салфетки кукле, у кого одна или две ошибки — Буратино, у кого ошибок много — Бармалею.
Дети должны закончить работу за 10—12 минут.
По этой же методике проводятся следующие упражнения.
Нарисуй, что мне приснилось
Цель: научить определять главное в содержании рассказа педагога.
Педагог. Сегодня я видела интересный сон. Я его расскажу, а вы нарисуйте. Большой зеленый двор. Посреди него стоял желтый восьмиэтажный дом, около которого бегала маленькая черная собачка. За домом гулял мальчик. На нем была синяя шапочка, а в руке — красная лопатка.
Дети, которые нарисовали всё правильно, должны отдать свои рисунки педагогу, а остальные оставить на столах.
Поможем Маше отыскать щенка
Цель: научить детей выполнять задание по словесной инструкции, нарисовать главное.
Педагог. У моей соседки Маши пропал щенок. Давайте нарисуем его и расклеим наши рисунки, чтобы его легче было найти. У щенка рыжая шерсть с завитками, на туловище два маленьких белых пятнышка. Короткий хвост, короткие ноги. Мордочка вытянута, на лбу круглое черное пятно; маленькие черные глазки, длинные висячие уши.
Животные жарких стран
Цели: научить детей определять содержание своей работы; закрепить умение лепить животных.
Дети вспоминают, каких животных жарких стран они знают. Педагог предлагает выбрать, кого из них они хотят вылепить, отмечая характерную особенность каждого животного.
Чем нам осень нравится?
Цели: развить самостоятельность детей, умение выбирать способы изображения (рисование, лепка, аппликация); передавать характерные особенности осени (деревья с красочными листьями, фрукты, овощи); самостоятельно придумывать композиции, материал.
Педагог с дифференцированным подходом к каждому ребенку предлагает детям самим придумать темы рисунка, лепки, аппликации, в которых можно показать осень. Тем, кто не справляется, даются наиболее простые задания. В конце упражнения дети выбирают понравившиеся и аргументируют свой выбор.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Для детей 5—6 лет
Времена года
Цели: закрепить у детей знания признаков различных времен года; учить доказывать свою точку зрения; развивать речь детей; воспитать познавательные отношения к окружающему.
Педагог. Дети, послушайте отрывки из различных стихотворений, которые, по моему мнению, описывают осенние явления в природе.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
А. Пушкин
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин
Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по старым кленам,
По лесным цветам.
С. Есенин
На ручей рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Н. Некрасов
После каждого отрывка дети доказывают правоту или ошибочность мнения педагога. Желательно, чтобы, доказывая, они опирались на собственные наблюдения в природе.
Что за клумба, что за диво, необычно ты красива!
Цели: закрепить и обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе; развить наблюдательность; закрепить умения связно оформлять свои мысли, задавать вопросы.
Педагог обращает внимание детей на смену цветущих растений. Каждое наблюдение включает в себя коллективное разрешение детьми их собственных вопросов.
Данное наблюдение также целесообразно проводить 1 раз в месяц на протяжении всего летнего периода, а также в начале осени.
Для детей 6—7 лет
Воспоминания о лете
Цели: закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать мыслительные процессы и операции (сравнение, анализ, обобщение); воспитать любознательность и наблюдательность; стимулировать потребность в самостоятельных речевых высказываниях.
Каждому ребенку предлагается на участке дошкольного учреждения найти два признака наступления лета. На эти «поиски» детям отводится 5 минут. Затем обсуждаются их высказывания. Особо обращается внимание на умение каждого ребенка полно объяснить свои наблюдения. Дети задают друг другу вопросы, уточняющие содержание излагаемой информации. После того как каждый ребенок высказался, подводятся итоги обсуждения.
Педагог. Давайте еще раз все вместе назовем признаки лета.
Дети отвечают и высказывают свое отношение к данному сезону года.
За что вы любите лето? (Подводит итоги проведенному наблюдению.) Лето любят и многие писатели, поэты, художники. Дети, послушайте отрывок стихотворения о лете.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
И. Суриков
Придя в группу, дети отражают свои впечатления о лете в рисунках.
Данное наблюдение целесообразно повторить в середине августа, т. е. в конце лета. При повторном наблюдении следует опираться на воспоминания детей, их рисунки.
Посадки на грядке
Цели: закрепить и уточнить имеющиеся у детей знания о росте и развитии разных видов огородных культур на грядке (горох, укроп, морковь, свекла — семенами; огурцы, томаты — рассадой); сформировать у детей навыки дифференцированного ухода за разными огородными культурами, воспитать наблюдательность, любознательность, обучить вопросительно познавательной форме выражения своих мыслей.
Педагог (загадывает загадки об овощах)
Сеют эти овощи
Не затем, чтоб класть их в щи.
А когда он подрастет,
Дед вытягивать придет.
Но работа не проста.
Не вытянешь без мышки и кота.
Не часта, не редка.
Как зовется?
Дети. Репка.
Педагог
Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.
Дети. Капуста.
Педагог
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Дети. Картошка.
Педагог. Молодцы, все загадки отгадали. Скажите, а как можно одним словом назвать то, о чем были все эти загадки?
Дети отвечают.
Правильно, об овощах. А у нас на участке растут овощи? Где они растут?
Педагог предлагает детям пойти на огород и посмотреть, какие изменения произошли на грядке. При этом их амплитуда будет зависеть от того, насколько хорошо дети вспомнят, какой их грядка была во время последнего наблюдения: какие овощи они сажали, способы посадки, разницу между посадкой различных культур (например, моркови и огурцов). Дети описывают изменения, произошедшие с семенами и рассадой со времени их посадки в почву.
Дети определяют факторы роста и развития растений, поливают и пропалывают грядки. Педагог дает положительную оценку деятельности детей, отмечает, что именно любознательность и наблюдательность помогли им организовать правильный уход за овощами. Затем дети придумывают загадки или небольшие описательные рассказы-вопросы об овощах с грядки.
Данные наблюдения целесообразно повторять каждые 2—3 недели в целях стимуляции у детей интереса.
Какими летом стали деревья и кустарники?
Цели: закрепить и обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе; развить наблюдательность, любознательность; стимулировать речевые проявления; закрепить умения связно оформлять свои мысли, задавать вопросы; воспитать коммуникативные умения детей.
Педагог просит детей представить, что это не участок детского сада, а удивительный, незнакомый им парк, куда они пришли на экскурсию. Выбираются три «экскурсовода», (из них один взрослый, проводящий наблюдение, и два ребенка, которые знакомят с растениями участка. Для того чтобы больше узнать о деревьях и кустарниках, дети внимательно рассматривают растение, о котором будет идти рассказ, и задают «экскурсоводам» вопросы.
После проведенной экскурсии подводятся итоги. Дети обобщают информацию, выделяют новые для себя знания и тот материал, который хотелось бы узнать подробнее.
Повторные наблюдения проводятся в начале августа. Особое внимание обращается на изменения.
Данную экскурсию целесообразно также провести в периоды ранней и поздней осени. При этом следует отметить динамику изменений сезонных явлений в мире природы.
Листопад, листопад листья падают, летят!
Цели: закрепить знания детей о сезонных явлениях в природе; развить любознательность, наблюдательность, познавательное отношение к окружающему; стимулировать речевые проявления.
Педагог
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
М. Авдеева
Ребята, подумайте и скажите, почему осенью опадают листья с деревьев? Почему листья нужно убирать только с дорожек, по которым ходим, а под деревьями их лучше оставить?
Дети отвечают.
Сбрасывая листву, деревья готовятся к зимним морозам, ветрам и снегопадам: листья, во-первых, оберегают деревья от потери влаги и вымерзания, во-вторых, сокращают объем кроны, предотвращая обламывание веток во время сильных ветров и снегопадов. Но опавшие листья защищают и корни дерева, укрывая землю сплошным ковром, оберегают от морозов.
Дети определяют, с какого дерева листьев опало больше. Можно предложить им укрыть клумбы и грядки опавшими листьями. Затем дети играют.
(Загадывает загадки о деревьях.) Дети, отгадайте загадки о деревьях и найдите лист с этого дерева или подойдите к нему.
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Где они стоят, там и шумят. (Береза.)
— Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Ее всегда в лесу найдем —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж.
Зимою в платье летнем. (Елка.)
В конце наблюдения дети должны в вечернее время составить рассказ о том, что они увидели и узнали об осени.
Осенние деревья
Цели: закрепить и расширить представления детей о сезонных явлениях в природе; развить познавательное отношение к миру природы; воспитать наблюдательность, любознательность, стимулировать речевые проявления детей.
Педагог
Клен за окошком
Сбросил листья —
Это прислала
Осень нам письма.
Пишет о первом
Злом морозе.
В инее белом
Поздняя осень.
Что она пишет
В письмах этих?
Пишет, что дышит
Холодом ветер.
Лист за окошком
Кружит ветер —
Стало немножко
Грустно на свете.
Б. Трофимов «Осенний ковер»
Ребята, вспомните, какие деревья стоят на участке. А за какими вы наблюдаете?
После ответов дети делятся на подгруппы, и каждая сочиняет небольшой описательный рассказ об одном из деревьев с их участков.
Угадай-ка
Цели: закрепить знания детей о знакомых породах деревьев; активизировать речь детей; развить наблюдательность; воспитать интерес к природе.
Ведущий загадывает дерево, название которого вслух не произносит. Дети задают вопросы о признаках этого дерева, которые помогают найти отгадку.
Наблюдение за березой
Цели: закрепить знания детей о знакомых породах деревьев; активизировать речь; развить наблюдательность, умение сравнивать; научить детей замечать видимые изменения, произошедшие во внешнем виде березы поздней осенью; воспитать интерес к природе.
Педагог и дети проводят предварительную работу, наблюдают за березой летом, в начале осени, в период золотой осени. В группе дети читают художественную и научную литературу, стихи о деревьях, рассматривают иллюстрации и рисуют.
Педагог. Ребята, мы вышли на прогулку. Как нам дышится? Почему?
Дети. Нам дышится хорошо, свободно, потому что воздух чистый, бодрый, морозный.
Педагог. Какое сейчас время года? По каким приметам вы это определили?
Дети. Сейчас осень. День стал короче ночи, листья опали, идет месяц ноябрь.
Педагог. Ребята, около какого дерева мы с вами беседуем?
Дети. Около березы.
Педагог
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике:
С платочками в карманчиках.
Дети, а что это за беленый сарафанчик у березы?
Дети. Это ствол дерева.
Педагог. Правильно! И автор стихотворения и многие люди говорят, что у березы есть кармашки, вы можете их показать? А кто знает, как правильно назвать то, что вы показали?
Дети. Это чечевички.
Педагог. Зачем они нужны березе?
Дети. Через чечевички береза дышит.
Педагог. Дети, какими словами вы бы хотели назвать березку?
Дети. Стройная, белоствольная, плакучая, гибкая, нежная, красивая.
Педагог. А у этой березы есть еще одно название. Какое?
Дети. Бородавчатая береза.
Педагог. Почему ее так назвали?
Дети. Чечевички похожи на бородавки.
Педагог. А какие еще растут березы на нашей планете? Почему их так назвали?
Дети. Вишневая — ее листья похожи на листья вишневого дерева. Черная — ее ствол черный. Карликовая — ее ствол низкий. Бумажная — из ее коры делают лодки каноэ, покрывают ею крыши домов.
Педагог. Ребята, посмотрите, а березонька наша грустит. Как вы думаете, почему? Может быть, кто-то хочет описать березку, какие у нее ствол, ветви?
Дети. Ствол высокий, прямой. Ветви тонкие, тянутся вверх, но кончики веток клонятся к земле, вниз.
Педагог. А сейчас мы закроем глаза. Вспомним, как выглядела береза в конце лета, в сентябре, октябре. Какие изменения происходили за это время?
Педагог раздает детям по семь карточек, считалкой выбирается первый участник.
Следующие игроки выкладывают карточки, совмещая птиц и животных, которые должны быть одинаковыми.
Вариант игры. Можно совмещать на совпадающих карточках не только одинаковых птиц (животных, но и птиц (животных) одной группы: либо диких животных.
Выкладывание проводится в порядке очереди. Не имеющий нужной карточки может взять одну из группы оставшихся, если она не подходит, пропускает ход. Кладущий карточку называет изображенных птиц и животных, определяет, дикие они или домашние.
Загадай, мы отгадаем
Цель: описать предметы и найти их по описанию.
Дети дают описание в принятом порядке: сначала рассказывают о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. При этом предмет называть нельзя.
На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям были хорошо видны детали их формы.
Водящему надо догадаться, о чем рассказали дети и назвать. В случае ошибки дети исправляют, или можно выбрать двух водящих.
Лото «Фрукты—овощи—ягоды»
Цели: закрепить умение детей называть знакомые фрукты, овощи, ягоды; пользоваться обобщенными словами, отгадывать загадки; формировать внимательность; научить заполнять карту, узнав овощ (фрукт, ягоду) по определенным характерным особенностям.
Педагог предлагает детям набор карт с изображением фруктов, овощей, ягод. Ребенок выбирает наиболее понравившуюся. Далее водящий показывает отдельные карточки овощей (ягод, фруктов) и загадывает о них загадку. Ответ называет только тот, у кого на листе имеется данный овощ, фрукт или ягода. Ребенок, отгадавший загадку, получает картинку и кладет на соответствующее место на своей карте. Побеждает тот, кто первым заполнит весь лист. В дальнейшем, при участии детей в роли водящего, они могут сами загадывать загадки, перечислять наиболее яркие особенности характеризуемого фрукта (овоща, ягоды).
Детки на Ветке
Цель: научить подбирать предметы по принадлежности к одному растению.
По сигналу «Детки, найдите свои ветки» — каждый ищет свою пару, т. е. становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота». Ворота закрываются, если пара выполнила задание неверно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
Для детей 6—7 лет
Веселый рыбак
Цели: закрепить умение классифицировать рыб (морские, речные, аквариумные) и относить их к определенному участку карты водоема (море, река, аквариум); научить по внешнему виду узнавать рыб, называть их и относить к определенной группе.
Педагог предлагает детям группу рыб, которых поймал веселый рыбак. Он показал их ребятам и попросил помочь выпустить рыб назад, так как забыл, где какая живет. Дети помогают отпустить рыб в свои водоемы.
Выбрать рыбку, назвать и указать характерные особенности, по которым ее можно узнать, и место обитания.
Прекрасные цветы
Цели: научить из частей собирать единое целое, совмещать изображения с особыми характерными признаками; научить узнавать цветы по внешнему виду, их особенностям (цветы, стебель, листья).
Педагог предлагает детям украсить поляну и сад цветами. Дети должны отобрать детали картинки одного цветка, учитывая особенности, называть цветы вслух, определять садовый он или луговой (лесной).
Вот какие грибы
Цели: совершенствовать навык составления единого целого из частей, учитывая характерные особенности, развивать сообразительность; закрепить умение детей выделять характерные особенности известных грибов, называть их, выделять съедобные и ядовитые.
Педагог предлагает детям заселить лес грибами, но их надо сначала собрать. В конце игры детям дается проблемная ситуация: нужны ли лесу грибы ядовитые? Детям необходимо отобрать части с изображением одного гриба, потом составить их в целую картинку. Собрав гриб, назвать — съедобный он или нет. Дети самостоятельно приходят к выводу о необходимости всех представителей мира природы друг для друга.
Чьи детки?
Цели: научить детей по листочку называть дерево; закрепить умение определять плоды и семена знакомых деревьев; научить находить плоды и семена к знакомым деревьям, узнав их по листьям.
Педагог предлагает детям помочь леснику, который, собирая коллекцию плодов и семян, перепутал их. Дети должны, выбрав листочек, вслух назвать дерево, которому он принадлежит, и назвать плод этого дерева, положив его точно под листком.
Сидорова У. М.
"Формирование речевой и познавательной активности у детей "