Приложение МААМ

Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет

Татьяна Сырых
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Работа творческой группы учителей-логопедов

г. Перми

Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390»

Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400»

Крохиной О. В. МАДОУ «Детский сад № 394»

Мельниковой Н. С. МАДОУ «Детский сад № 394»

Каменских Т. А МАДОУ «Детский сад № 144»

Ефимовой С. Г МАДОУ «Детский сад № 144»

При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

Публикация «Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет» размещена в разделах

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико – фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со слогами, словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

Ребенок 3-4 лет должен уметь произносить простые по произношению звуки: А, Х, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф. Также в этом возрасте идет подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков: Т, Д, К, Г, Х, Ы.

Неречевые игры

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Используйте следующие игры :

Игра "Солнце или дождик?"

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра "Солнце и дождик" достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело

Игра "Большой или маленький"

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так, же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра "Далеко - близко"

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого : "близко" - "далеко".

Игры на формирование неречевого слуха

1.«Кто там?»

Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

Вызвать интерес и внимание к нам.

Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка

Ход игры:

В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

2. «Что звучало?»

Цель: Прислушиваться к неречевым звукам

Вызвать интерес, внимание

Определить, что звуки могут быть разными.

Оборудование: машинка грузовая или легковая.

Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

Ход игры :Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

3. «Кто пришел?»

Цель: Различать неречевые звуки. Обращать внимание на разнообразие звуков.

Оборудование: кукла, колокольчик.

Ход игры:

Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.

Пальчиковые игры для развития слоговой структуры слова

у детей 3-4 лет

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

«Гости»

Малыш сидит и держит ладошки сомкнутыми перед грудью, пальчики левой ручки плотно прижимает к пальчикам правой ручки.

- Ма-ма, ма-ма! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)

- Что, что, что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)

- Гос-ти е-дут! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)

- Ну и что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)

- Здрась-те, здрась-те! (перекрещивает средний и безымянный пальчики дважды с теми же пальчиками другой руки, обходя то справа, то слева)

- Чмок, чмок, чмок! (постукивает средним и безымянным пальчиками по тем же

пальчикам другой руки).

«Мама»

Ма-моч-ка ма-ма,

Ми-ла-я мо-я,

Ма-моч-ка ма-ма,

Я люб-лю те-бя.

Поставив ладони, друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала мизинцы, затем безымянные пальцы, средние, указательные. На последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.

«Кукушечка»

Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слог пальцы правой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)

Ле-ти ско-рей в ле-сок (взмахи руками как крыльями на каждый слог)

Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слог пальцы левой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)

По-дай свой го-ло-сок (хлопаем в ладоши на каждый слог)

Подвижные игры для развития слоговой структуры слова у детей 3 – 4 лет

1. Игра «Карусель»

Цель: Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение ритмично двигаться, согласовывая слова с движениями.

Ход игры : Воспитатель и дети, взявшись за руки, идут по кругу, и говорят:

- Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели.

А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите!

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

(Е Тихеева)

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

2. «Кот и мыши».

Цель: Развивать координацию и согласованность движений, чувство ритма.

Материал: шапочка «Кота», игрушечные часы.

Ход игры : Ребенок «кот» сидит на стуле и «спит». Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Дети «мышки» стоят за чертой в «домике» на другой стороне комнаты. Дети вместе со взрослым начинают идти к спящему коту, проговаривая текст:

- Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мышки вон! (С. Маршак.) Взрослый хлопает в ладоши, ребенок -«кот» просыпается, мяукает и гонится за мышками.

3. «Лохматый пес».

Цель: Учить детей двигаться ритмично по площадке и дружно проговаривать стихотворный текст.

Материал: игрушечная собака (или шапочка «Собаки»).

Ход игры : Воспитатель сажает игрушечную собаку на пол и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить!» Дети вместе с воспитателем идут к собаке и говорят:

- Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что же будет?

Дети подкрадываются к собаке, и тихо зовут ее: «Собачка, поиграй с нами!

«Собака» лает и бежит за детьми. Дети разбегаются.

Игры с проговариванием

«Поет птичка»

Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания, слухового внимания

Оборудование: картинки большой, маленькой птички.

Описание игры :

1 вариант. Педагог показывает картину большой птицы: «Она поет громко: ПИ-ПИ-ПИ». Ребенок повторяет. Педагог показывает картинку маленько птички: № Она поет тихо: пи-пи-пи». Ребенок повторяет. Педагог произносит: «ПИ-ПИ-ПИ», то громко, то тихо. Ребенок отгадывает.

2 вариант. Можно использовать картинки большой дудочки - она играет громко ДУ-ДУ-ДУ, маленькой дудочки – она играет тихо ду-ду-ду.

«Теремок»

Цель: Развитие слухового внимания, ритмичной выразительности, силы голоса, речевого дыхания.

Оборудование: картинки теремок, мышка, ежик волк.

Описание игры : Педагог говорит: «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться. Мышка должна стучать вот так: «ТУК-ТУК». Ежик вот так: «тук-тук-тук». Волк вот так: «ТУК-тук-тук».

Угадай, кто стучит! Педагог поочередно изображает и проговаривает как стучали звери.

«Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».

«Подскажи словечко»

Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звука в речи, развитие слухового внимания.

Оборудование: картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.

Описание игры :

Педагог: «Подскажи слово, какое подходит, затем проговори все сам».

На столе картинки: петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.

ХА-ХА-ХА - мы поймали… петуха

ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох

КО-КО-КО – кошка любит… молоко

ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок

ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом

ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок

Настольно – печатные игры

Игра «Кто гуляет на полянке?»

Оборудование: Сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, цветов, цыпленка, жука.

Ход: Посмотри на картинку. Кто гуляет в зеленой травке? Послушай внимательно: цы-пле-нок…жук… Слова звучат по-разному : есть короткие, а есть длинные. Цыпленок – длинное слово, а жук – короткое. Назови другие длинные слова (облако, цветок, солнышко).

Игра «Помоги девочкам»

Оборудование: На сюжетной картинке нарисовано дерево и две девочки.

Ход: На этой картинке девочки ищут слова : девочка с короткими волосами ищет короткие слова, а девочка с длинными волосами ищет длинные слова. Давай им поможем. Называй картинки, колторые ты видишь на дереве (шар, мороженое, мед, карандаш, яблоки, сыр, дерево).

Публикации по теме:

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

Проект «Профессиональная помощь педагогам по оснащению предметно-развивающей среды через систему конкурсов».Проект «Профессиональная помощь педагогам по оснащению предметно-развивающей среды через систему конкурсов». Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю проект «Профессиональная помощь педагогам по оснащению предметно-развивающей среды через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет
Опубликовано: 3 января 2015 в 22:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сырых (УИ 181681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД