Лариса Максимова
Игры, помогающие развивать речь ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Основной деятельностью малыша в дошкольном детстве является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, развивается, учится общаться. Родители покупают малышу много разнообразных игрушек. Желательно, что бы большую часть всего ассортимента занимали игрушки развивающего характера : пирамиды из разного количества колец, матрёшки, доски с вкладышами разнообразной формы, кубики с разрезными картинками, лото, парные картинки, детские домино, игры на шнуровку, мозаики кнопочные и магнитные и многое другое. Этот игровой материал можно использовать с ещё большей пользой. Вот несколько игр, которые помогут развить речь ребёнка.
Публикация «Игры, помогающие развивать речь ребёнка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Игра способствует уточнению понимания ребёнком рода имён существительных и сочетания их с притяжательными местоимениями.
Взрослый показывает ребёнку игрушку и спрашивает: «Это чей самолёт?»
Ребёнок отвечает : «Мой самолёт» и т. д.
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Самолёт Неваляшка Лото Карандаши
Вертолёт Матрёшка Домино Кубики
Волчок Машина Картинки
Мишка Пирамида Весы
Зайка Мозаика Часы
Можно поиграть с одеждой, одевая малыша на прогулку:
Шарф Кофта Пальто Сапоги
Свитер Шапка Варежки
Рубашка Брюки
КурткаНоски
Игра «Один – много»
Тренируемся в образовании множественного числа имён существительных.
В эту игру интересно играть, перекидывая мяч.
Мяч - …мячи; пирамида - …пирамиды; кубик - …кубики и т. д.
Игра «Назови ласково»
Тренируемся в образовании имён существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Мяч - …мячик; самолёт - …самолётик; кукла - …куколка и т. д.
Можно поиграть с одеждой: шапка - … шапочка, шуба - … шубка, сапоги - … сапожки и т. д.
С посудой: тарелка - …тарелочка, чашка - …чашечка и т. д.
С мебелью: стул - …стульчик, стол - …столик, шкаф - …шкафчик и т. д.
Можно рассмотреть свои части тела и назвать их ласково: руки - …ручки, ноги - …ножки, нос - …носик, палец - …пальчик и т. д.
Вещи личной гигиены: мочалка – мочалочка; мыло – мыльце; зеркало – зеркальце; расчёска – расчёсочка; полотенце – полотенчико; лента – ленточка…
Игра «Чудесный мешочек» или «Что в сумочке?»
Для игры нужна непрозрачная сумочка и набор мелких игрушек. Малыш закрывает глазки, достаёт игрушку, ощупывая её пальчиками, и отгадывает, какая игрушка у него в руках. Затем можно назвать игрушку ласково.
Игра «Из чего сделано?»
Взрослый сравнивает игрушки и говорит, что мяч сделан из резины, значит, он резиновый. Матрёшку сделали из дерева, значит, она деревянная. Так постепенно ребёнок научится различать материал, из которого изготовлены игрушки, а затем научится образовывать относительные прилагательные: пластмассовый, картонный, железный и т. д.
Игра «Чего не стало?»
Учимся образовывать родительный падеж имён существительных.
Для игры понадобится несколько игрушек. Ребёнку предлагается запомнить их. Он закрывает глазки. Взрослый прячет одну – две игрушки, спрашивает «Чего не стало?»
Малыш отвечает «Нет машины, куклы» и т. д.
Можно поиграть с картинками и другими предметами.
Игра «Найди лишнее»
Развиваем логическое мышление, речь.
Взрослый выкладывает четыре предмета, спрашивает «Что лишнее и почему?» Например: Кукла – мишка - зайка – машина.
Дудочка – мяч- барабан – гармошка и т. д.
Рекомендуется выучить с ребёнком стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
Ещё любят дети отгадывать загадки об игрушках:
Одноногий Ивашка – Из ладоней в ладони лечу –
Расписная рубашка! Смирно лежать не хочу!
Петь, плясать - мастак, (Мяч)
А стоять никак! Вот упрямый человек –
(Волчок) Не заставишь лечь вовек.
(Неваляшка)
Можно научить детей составлять загадки в форме описательных рассказов: «Круглый, разноцветный, резиновый, высоко прыгает. Что это?» и т. д.
Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их,задайте по содержанию несколько вопросов ребёнку. Читайте небольшие рассказы, сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Побуждайте ребёнка помогать вам рассказывать сказку, приговаривая «… бабка за дедку, дедка за репку…»
Читайте и перечитывайте малышу его любимые стихи и сказки.
Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание поговорить о том, что он видел, узнал и испытал.
Всё это поможет вам развить устную речь ребёнка, которая является необходимой предпосылкой умения читать и писать.