Ирина Климина
Игры с детским рисунком
▼ Скачать + Заказать документы
Поэт Леонид Мартынов сказал однажды: «Все большие художники похожи друг на друга тем, что ни на кого не похожи, кроме как на самих себя…» Эти слова можно перефразировать и отнести к творчеству детей. Ведь дети абсолютно не похожи друг на друга, и каждый из них - маленький волшебник со своим огромным, ярким, удивительным и неповторимым внутренним миром.
Публикация «Игры с детским рисунком» размещена в разделах
Дети любят играть, и делают они это виртуозно. Круг их партнеров широк и разнообразен: игры, игрушки, сверстники и даже они сами. Иногда и нам, взрослым, оказывается честь, быть не только наблюдателями, но и непосредственными участниками детских игровых баталий и событий.
А еще дети очень любят рисовать - рисовать мелком на асфальте, красками на листе, ракушкой - на сыром песке… Самые активные и любознательные пытаются экспериментировать с окружающими нас предметами. И тогда, если вовремя не вмешаться в «эксперимент», разрисованными могут оказаться и пол, и обои, и даже папина любимая футболка. У многих детей «научные изыскания» заканчиваются стойким интересом к рисованию.
Рисунок ребенка может быть не только следствием его творческой работы, но и предметом игры. Предлагаем несколько игр с рисунками, которые родились в соавторстве с самими детьми на занятиях по рисованию. Играя в них у детей развивается уверенность в себе, позитивное отношение к творчеству и окружающему миру.
Игры рассчитаны для детей 4-6 лет, они легки в организации и проведении. Для них необходим минимум условий: наличие детских рисунков и отзывчивых зрителей (дети, педагоги или родители).
Данные игры могут использоваться педагогами по-разному в зависимости от цели:
- как часть занятия по изобразительному искусству (например, при организации анализа детских картин);
- в качестве аттракционов и конкурсов во время проведения тематических, итоговых выставок, вернисажей и семейных праздников;
- в качестве дидактического материала (фото рисунков) в электронной презентации по какой-либо изучаемой теме в образовательных областях: «Художественное творчество», «Познание», «Здоровье» и др.).
Игра «Угадайка»
Задачи:
- расширять словарь детей, упражнять в составлении рассказа-описания по рисунку;
- развивать зрительное внимание, логическое мышление;
- формировать позитивное отношение к своему творчеству и творчеству сверстников.
Задание.
1 вариант игры. Детям предлагается среди детских рисунков найти тот, который соответствует словесному описанию ведущего – ребенка.
P.S. В средней группе дети находят рисунок по описанию взрослого.
2 вариант игры. Детям предлагается прослушать аудио-рассказ взрослого или ребенка по какой-либо картине и найти её по описанию, а также определить автора рассказа по голосу в записи.
Находим натюрморт по описанию (подготовительная к школе я группа)
Советуемся друг с другом, верно ли угадали картину.
Игра «Знайка»
Задачи:
- развивать зрительную память, творческую самостоятельность, уверенность в своих силах;
- формировать грамматически правильную речь, умение четко формулировать вопрос и ответ.
Задание. Среди детей выбирается «Знайка», который выходит к картинам и встает к ним спиной. Дети по очереди задают ему вопросы по его картине. Например: Какого цвета небо? Кто нарисован около дома? Если ребенок отвечает на все вопросы (мы договариваемся о трёх), он становится «Знайкой», если нет – «Незнайкой».
Как правило, все дети отвечают верно. Затрудняющимся можно задать наводящие вопросы.
Например, вот какие вопросы придумали ребята к этой картине: Сколько на картине белок? Чем отличаются деревья друг от друга? Какого цвета неба?
Картина Ольги "Встреча подружек"
Игра «Путаница» (немного похожа на предыдущий вариант)
Задачи:
- развивать воображение, зрительную память, творческую активность логическое мышление, целеустремленность;
- упражнять в пространственной ориентировке на рисунке, умении четко выражать свои мысли;
- воспитывать чувство юмора, умение сопереживать.
Задание.
К мольберту прикрепляется картина. Ее автор встает лицом к зрителям так, чтобы ему не было видно свой рисунок.
Зрители по очереди рассказывают о картине, пытаясь «запутать» автора, который, в свою очередь, должен определить и «исправить» ошибку. Автору предлагается три попытки. Если он выдержал все три «путаницы», он становится «Знайкой» и заслуживает поощрение в виде аплодисментов.
Так, один из участников игры говорит автору: «На твоей картине небо темно-синее». Маленький художник вспоминает, какого цвета небо у него на рисунке, и дает правильный ответ: «Нет, небо на моей картине розовое и голубое».
Картина Насти "Фокусник"
Высказывания детей по данной картине могут быть следующими:
Фокусник в зелёном костюме и белом плаще (Ответ автора: «Нет, фокусник в чёрном костюме и красном плаще».)
У стола на полу находятся пять подарков (Ответ автора: «Нет, у стола только четыре подарка в коробках».)
Вместе с фокусником выступает чёрный кот (Ответ автора: «Нет, вместе с фокусником выступает рыжий щенок».)
Каждый ответ подтверждается показом…
Игра «Сложи сказку»
Задачи:
- развивать фантазию, творческое воображение, логическое мышление;
- упражнять в умении договариваться друг с другом, проявлять соревновательные качества, находить решение.
Задание.
1 вариант игры. Выложить все рисунки в порядке развития сюжета сказки. Игра может проводиться сразу со всеми детьми или по командам («Кто быстрее?»).
2 вариант игры. Придумать историю по одному или нескольким рисункам, объединив их единым содержанием.
Выбор картин для придумывания истории
Авторская разработка игр и авторские фотографии
Климина И. Л. Игры с рисунками. - Журнал «Обруч», 2002г, № 3, с. 12-13.
Всем, дочитавшим и досмотревшим до конца, большое спасибо! Буду рада, если кому-то эти игры пригодятся в работе. Рисунок и игра - это здорово!