Папки-передвижки

Игры с математическим содержанием как средство формирования представления о величине предметов детей дошкольного возраста

жанна маховская
Игры с математическим содержанием как средство формирования представления о величине предметов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1.3. Игры с математическим содержанием как средство формирования представления о величине предметов детей дошкольного возраста

Изучение специальной литературы и опыт работы в данном направлении помогли предопределить педагогические условия, которые бы способствовали эффективному овладению младшими дошкольниками представлениями о величине предметов в процессе дидактических игр и упражнений:

Публикация «Игры с математическим содержанием как средство формирования представления о величине предметов детей дошкольного возраста» размещена в разделах

определение критериев отбора дидактических игр и упражнений для формирования представлений о размерах предмета;

выделение этапов постепенного усложнения дидактических игр и упражнений;

сочетание дидактических игр и упражнений с разнообразными средствами эмоционального воздействия.

Для реализации первого педагогического условия были определены критерии отбора дидактических игр и упражнений. Одним из критериев является соответствие содержания игр и упражнений задачам формирования представлений о величине предметов у детей 4-го года жизни.

Анализ современных программ и психолого-педагогической литературы показал, что большинство рекомендуемых игр по интересующей проблеме это игры на сравнение предметов по общему объему (преимущественно сенсорные игры). Так как понятия «большой», «маленький» к трем годам у детей формируются стихийно, то более актуальными, являются игры на выделение в предметах отдельных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины, на обучение правильному показу этих параметров, сравнению по данным параметрам с использованием приемов приложения и наложения, правильному словесному отражению в речи результатов сравнения по какому-либо параметру. Нередко детям предлагаются игры и упражнения, которые по сложности превышают возможности детей, не вполне учитывают их возрастные особенности.

Следующим критерием является соответствие заданий наглядно-действенному характеру мышления младших дошкольников.

При разработке дидактических игр и упражнений учитывается принцип наглядности: к играм и упражнениям подбирается разнообразный демонстрационный и раздаточный материал в виде игрушек, дидактических пособий, предметов быта, наборов конструкторов и т. д. Обязательно учитывается и другой дидактический принцип обучения – принцип деятельности, так как источником знаний младшего дошкольника является непосредственно чувственное восприятие вещей в процессе разнообразной деятельности.

Успешность использования дидактических игр и упражнений также заключалась в выделении этапов их постепенного усложнения, что является следующим педагогическим условием.

Существует определенная закономерность в познании детьми разных параметров величины предметов. Раньше всего в предметах дети начинают выделять длину, затем ширину. Выделять высоту предметов детям труднее. Кроме того, познание отдельных параметров величины предметов происходит в процессе их сравнения. Наиболее наглядно сравнение происходит в результате приема приложения.

Следующим приемом обучения детей сравнению предметов по различным параметрам является прием наложения. Детям младшего дошкольного возраста легче различать сначала предметы разные между собой по величине, а труднее найти одинаковые по величине. Эти закономерности познания детьми величины предметов легли в основу выделения этапов применения обучающих игр.

На первом этапе детям необходимо предлагать игры на сравнение предметов по длине, на втором по ширине, на третьем по высоте. Внутри каждого этапа детям сначала необходимо предлагать игры с использованием приема приложения, затем наложения. Первоначально сравнивать предметы, различающиеся по одному из параметров, а затем тождественные по этому параметру.

Толщина предметов является производной от соединения разных параметров, поэтому является наиболее сложной характеристикой величины предметов для детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим, дидактические игры на ознакомление с толщиной предметов предлагаются детям на четвертом этапе.

На пятом этапе для обучения используются игры, в каждой из которых детям приходится различать предметы по разным параметрам: что-то сравнивать по длине, что-то по ширине, что-то по высоте или толщине. Эти игры должны быть приближены к сюжетно-дидактическим играм, к реальным жизненным ситуациям. В них в непринужденной форме весело и интересно происходит закрепление пройденного материала.

Необходимым педагогическим условием является также сочетание дидактических игр и упражнений с разнообразными средствами эмоционального воздействия, так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Очень важны для каждого ребенка атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха, только положительная оценка, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В качестве средств эмоционального воздействия должна использоваться занимательность заданий, положительно-эмоциональный контакт с детьми, сюрпризные моменты, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми взглядом, жестом, мимикой, интонацией, присутствие в играх любимого сказочного персонажа – Машеньки, которому дети сопереживают, радуются, хотят помочь.

При таком подходе к рассматриваемой проблеме дети с удовольствием включаются в игры. Обучение происходит незаметно для малышей, весело и увлекательно, так как дидактические игры и упражнения по своему содержанию соответствуют их возрастным возможностям, интересам, и, кроме того, в них решаются задачи формирования представлений о величине предметов, которые ставят программные требования.

Каждая предложенная игра сопровождается наглядным материалом и предполагает обязательную включенность ребенка в игровую деятельность.

Очень эффективны сюрпризные моменты, присутствие в играх сказочного персонажа – Машеньки. Для детей это сильнейшее средство мотивации деятельности. Они старательно выполняют задания, чтобы помочь своему любимому герою и её друзьям. Атмосфера доброжелательности во время игр и упражнений, занимательность заданий, положительная оценка стимулируют детей к решению поставленных перед ними задач.

Дидактические игры и упражнения с математическим содержанием необходимо вводить поэтапно, с постепенным усложнением, с учетом закономерностей познания детьми разных параметров величины предметов. В этом случае дети усваивают учебный материал без напряжения, фактически не испытывая трудностей в переходе от одного параметра к другому. Этому способствует также то, что приемы сравнения предметов по величине являются аналогичными.

Психолого-педагогический анализ выявил потенциальные возможности различных видов игр для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. В играх происходит плавное дозирование и вместе с тем стремительное накопление опыта детей в изучении величины предметов.

Особое внимание уделяется формированию математических представлений у детей с помощью логических игр. Универсальная технология – палочки Кюизенера, которую можно использовать в непосредственно образовательной деятельности. Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер».

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Эффективное применение палочек X.Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Он состоит из пластмассовых призм 10-ти различных цветов. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубиком. Длина следующих призм-палочек последовательно увеличивается на 10 мм. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:

палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью» (2 – розовый цвет, 4 – красный цвет, 8 – бордовый цвет);

палочки 3, 6, 9 образуют «синюю семью» (3 – голубой цвет, 6 – фиолетовый цвет, 9 – синий цвет);

«семейство желтых» составляют палочки 5 и 10 (5 — желтый цвет, 10 – оранжевый цвет);

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем. Числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1, 2, 3,. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, измерение, мерка и др. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

цветом – красные, желтые, синие;

размером – большие и маленькие;

толщиной – толстые и тонкие.

Игры с логическими блоками позволяют познакомить детей с размером, толщиной объектов.

Сделан отбор игр и упражнений

«Упражнение с кругами»

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине, научить детей обозначать эти отношения словами («больше», «меньше», «самый большой»). Основное внимание уделить введению третьего предмета (самый большой, самый маленький).

Приемы руководства: из набора кругов предложенных воспитателем, ребенок должен определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Затем ребенок называет величины всех кругов. Дети оценивают выполнение задания и сами находят самый большой или самый маленький из трех кругов. В случае затруднения воспитатель советует использовать прием сравнения с образцом. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Игра «Что там?»

Цель: закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

Приемы руководства: показ матрешки, затем разбираем матрешку, обращаем внимание детей на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая – больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, назвать их. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Игра «Башня из кубов»

Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Приемы руководства: дети рассматривают кубы, накладывают меньший куб на больший. В случае затруднения, воспитатель сам строит башню.

Игра «Соберем башенку»

Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Приемы руководства: воспитатель предлагает детям собрать и разобрать башню, сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами разбирают и собирают башню. Дети постепенно находят следующее по величине колечко. В случае затруднений или ошибок детям разрешается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Упражнение «Большой – маленький»

Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине понимать и правильно использовать в речи слова большой – маленький.

Приемы руководства: предложить детям разобрать и сложить в две разные коробки большие и маленькие бусины.

Упражнение «Длинный – короткий»

Цель: учить детей подбирать и сравнивать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова длинный – короткий.

Приемы руководства: собираясь с детьми на прогулку, предложить им сравнить свои шарфы и определить, у кого шарф длинный, а у кого короткий. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Таким образом, исходя из анализа методик освоения величин детьми младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод.

1. Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В младшем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения, узнают о возможности сравнивать предметы по размеру. Постепенно содержание знаний детей о размерах усложняется.

2. Психолого-педагогический анализ выявил потенциальные возможности различных видов игр для развития представлений о величине детей младшего дошкольного возраста. В играх происходит плавное дозирование и вместе с тем стремительное накопление опыта детей в изучении величины предметов.

3. При отборе содержания игр для ознакомления с величиной не учитывается использование современных видов игр – с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

Публикации по теме:

Цветные матрёшки. :))Цветные матрёшки. :)) Это матрёшки, раскрашенные акриловой краской каждая в один из цветов радуги, собираются в одну большую полосатую матрёшку. Как вариант.

Презентация Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения Слайд №1. Изучать математику с ребёнком трёх лет – это весёлое и увлекательное занятие, заниматься которым можно в любое время. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с математическим содержанием как средство формирования представления о величине предметов детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 сентября 2013 в 13:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с математическим содержанием как средство формирования представления о величине предметов детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем жанна маховская (УИ 75876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД