Папки-передвижки

Игры с песком (крупой) и водой

Анна Филиппова
Игры с песком (крупой) и водой

Следы на песке

Педагог просит ребенка послушать и сказать, сколько раз он ударит по музыкальному треугольнику (барабану и т. п., а затем показать это количество на пальцах. Он ставит перед ребенком поднос, на котором насыпан песок (крупа). Затем он просит оставить на песке (крупе) следы кончиков пальцев, с помощью которых ребенок показывал количество сосчитанных звуков. После этого взрослый снова ударяет по треугольнику (барабану) такое же количество раз, а ребенок вместе с ударами считает следы от пальчиков.

Рисуем цифры

Публикация «Игры с песком (крупой) и водой» размещена в разделах

Педагог предлагает ребенку посмотреть и пощупать цифру (используются цифры-формочки, пластиковые цифры, цифры, вырезанные из картона или пластика, а потом нарисовать ее пальчиком на песке (крупе) и сказать, что он рисует и почему. Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами, а затем педагог просит ребенка выполнить такое же игровое упражнение с закрытыми глазами. Он завязывает глаза ребенка платком и дает ему в руки цифру, предлагает ощупать ее. Затем он убирает цифру, снимает повязку с глаз ребенка. Ребенок рисует цифру на песке (крупе).

Рисуем геометрические фигуры

Педагог предлагает ребенку посмотреть и пощупать геометрическую фигуру, например круг, а потом нарисовать ее пальчиком на песке (крупе) и сказать, что он рисует и почему. Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами, а затем педагог просит ребенка выполнить такое же игровое упражнение с закрытыми глазами. Он завязывает глаза ребенка платком и дает ему в руки геометрическую фигуру, предлагая ощупать ее. Затем педагог убирает фигуру, снимает с глаз ребенка повязку. Ребенок рисует фигуру на песке (крупе). Для рисования ребенку предлагаются различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и т. п.).

Считаем предметы

Педагог прячет в ящике с песком различные предметы (камешки, ракушки, мелкие игрушки, обязательно по нескольку штук одного наименования. Затем он выставляет перед ребенком поднос с песком (крупой).

Педагог предлагает ребенку найти в ящике с песком столько одинаковых предметов, какую цифру он нарисует на песке (крупе). Взрослый рисует пальцем или палочкой различные цифры, а ребенок находит в песке соответствующее этой цифре количество одинаковых предметов. Ребенок считает предметы, объясняет, почему он достал именно такое количество. Педагог просит ребенка стереть цифры (разровнять песок или крупу, снова закопать игрушки. Игра повторяется и продолжается столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока у него есть игровой интерес.

Ищем геометрические фигуры и пространственные тела

Педагог прячет в ящике с песком геометрические фигуры и пространственные тела (квадраты, круги, треугольники, шары, кубы, цилиндры и т. п.). обязательно по нескольку штук одного наименования. Он ставит перед ребенком поднос и кладет рисунки-образцы с изображением геометрических фигур и пространственных тел. Затем он предлагает ребенку найти в ящике с песком такие плоскостные и объемные геометрические формы, какие он будет показывать. Взрослый выкладывает перед ребенком рисунок — образец геометрической формы и просит ребенка найти в песке такие же и положить их на поднос. Ребенок достает из песка геометрические фигуры или пространственные тела, объясняет, почему он взял именно эту, кладет ее на поднос. Затем педагог просит ребенка снова спрятать формы в песок, меняет рисунок-образец. Игра повторяется снова и продолжается до тех пор, пока у ребенка поддерживается игровой интерес.

«Печем» куличики

Ребенку предлагается «испечь» куличики. Ему дают формочки в виде цифр или геометрических фигур. В ходе игры взрослый заинтересованно обращается к детям с просьбой научить его «печь» куличики. Он говорит о том, что хотел бы сделать куличики в виде цифр и обращается к детям с просьбой поделиться с ним формочками, дать ему только формочки-цифры. В ходе таких игр важно, чтобы инициатива исходила от детей, взрослый контролирует правильность или ошибочность действий и учит детей самоконтролю. Для этого он допускает ошибочные действия, например, берет формочки в виде геометрических фигур и т. д.

Много - мало - пусто

Цель игрыформирование представлений о непрерывном количестве: много — мало — пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.

Эта игра может проводиться и в домашних условиях. В игре используются банки из-под сгущенного молока, зеленого горошка и других продуктов. Их можно оклеить цветном пленкой, украсить аппликациями и т. п. Дети с помощью воспитателя могут сами изготовить банки на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду. По ходу игры педагог (родитель) выставляет перед ребенком по две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать, где много песка (крупы, а где мало. Затем взрослый выставляет вторую пару баночек: в одной песок (крупа) есть, во второй — пусто. Ребе нок опускает пальчик в баночку — сначала в одну, затем во вторую — и говорит (показывает, где есть песок (крупа, а где его совсем нет (пусто). Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными песком (крупой, горохом, фасолью и т. п.). Взрослый предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть песок, а где его нет, где много, а где его мало.

Количество: одинаковое или разное?

Педагог показывает ребенку три сосуда разного объема (банки, бутылки с широким горлом) наполненные одинаковым количеством песка (крупы). Сначала ребенок должен оценить соотношение сыпучего вещества в сосудах на глаз и сказать, одинаковое количество песка (крупы) насыпано в них или разное. Если ребенок отвечает в соответствии с «иллюзией перцептивного порядка, возникающей вследствие неравенства уровней» (по Пиаже, тогда ему предлагают совершить проверочные действия: взять стаканы одного объема и пересыпать песок (крупу) из сосудов в стаканы. Если ребенок не понимает, как надо выполнять действия, то педагог сам демонстрирует их. Он рассказывает и показывает ребенку, как можно проверить, одинаковое ли количество песка (крупы) в банках (бутылках) пересыпав их в стаканы. Когда процедура пересыпания закончится, педагог спрашивает ребенка: «В стаканах песка (крупы) одинаковое количество или разное?» После ответа ребенка, он предлагает ему еще раз пересыпать песок (крупу) в банки. Если песок пересыпают в бутылки с широким горлом, то для удобства можно использовать воронку с широким горлом. Игра повторяется несколько раз.

Определение наклона песка (крупы) в банке

Ребенку предлагается рассмотреть прозрачную банку, заполненную на четверть песком (крупой). Ему дается лист бумаги, на котором нарисованы такие же банки в четырех разных положениях относительно стола, карандаши. В ходе игры ребенок должен определить, как будет располагаться поверхность песка (крупы) при различных наклонах банки и изобразить это на рисунках. Взрослый говорит ребенку: «Посмотри на банку и скажи, что в ней. Вот тебе лист бумаги, на нем нарисованы пустые банки в разных положениях. Покажи банку, которая стоит вот так (банка стоит вертикально относительно стола, нарисуй в ней песок (крупу). Теперь представь, как будет располагаться песок в банке, если она наклонена вот так (показывает на рисунке банку, расположенную горизонтально относительно поверхности стола). Нарисуй в ней песок. Представь, что банка наклонена вот так. (Показывает на рисунке банку, стоящую под углом 45 градусов.) Нарисуй в ней песок. Представь, что банка стоит вот так. (Показывает на рисунке на перевернутую банку.) Нарисуй в ней песок. Теперь посмотри, я буду поворачивать банку, а ты исправляй ошибки, если они есть в твоих рисунках. Когда я поворачиваю или переворачиваю банку, песок остается внутри нее, потому что крышка плотно закрыта». Ребенок сначала самостоятельно, а при необходимости с помощью взрослого, многократно производит действия с банкой, отмечает положение песка на рисунках.

Цифры-рыбки (цифры из пластика)

Ребенку предлагается поиграть с цифрами-рыбками, плавающими в ванночке. Он называет цифры, которые плавают в воде. Затем педагог просит ребенка брать цифры по одной и по порядку «приклеивать» их на кафельную стенку или зеркальное панно. После того как ребенок справился с заданием, взрослый предлагает ему отвернуться от стены и меняет цифры местами. Ребенок восстанавливает порядок цифр. При необходимости он еще раз смачивает цифру в воде (намоченная в воде фигурка приклеивается к кафелю или зеркалу).

Угадай цифру, плавающую «на животе»

Ребенок должен назвать цифры, плавающие в воде перевернутыми, а также те, которые плавают в «правильном» положении. Затем педагог просит ребенка выловить и приклеить к стене только те цифры, которые располагаются в воде правильно, затем также правильно расположить на стене перевернутые цифры. После этого ребенок составляет последовательный цифровой ряд.

Цифры и игрушки

Взрослый ставит перед ребенком два тазика с водой, в первый он опускает различные игрушки, геометрические фигуры, камешки, ракушки и т. п. Во второй бросает пластиковую цифру и просит ребенка назвать ее. Ребенок называет цифру. Затем педагог предлагает ему достать из тазика, где лежат разные предметы, такое количество одинаковых предметов (игрушек, ракушек, камешков, какое обозначает данная цифра, и бросить их в тазик с плавающей цифрой. Потом ребенок достает из первого тазика по одному предмету, бросает их в другой тазик и считает. Педагог просит пересчитать количество предметов в тазике, где плавает цифра, и сказать, сколько всего предметов (игрушек, ракушек, камешков) ребенок бросил во второй таз и почему.

Игра повторяется с другими цифрами столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока поддерживается его игровой интерес.

Уточки в озере

В тазу (в ванночке) с водой плавают пластмассовые уточки. Взрослый рассказывает ребенку содержание задачи и просит повторить в действии все то, о чем в ней говорится, а потом решить ее: «В озере плавали три уточки. Потом в озеро пришла плавать еще одна уточка. Сколько уточек стало плавать в озере?» Ребенок выполняет игровые действия в соответствии с ходом задачи и решает ее на наглядном материале.

Затем педагог предлагает другую задачу: «В озере плавали четыре уточки. Одна уточка устала плавать и вышла на берег. Сколько уточек осталось плавать в озере?» Ребенок выполняет игровые действия и решает задачу на наглядном материале.

В игре можно использовать и другие плавающие игрушки (рыбки, лодочки).

Водяная мельница

Взрослый предлагает ребенку игрушку — пластмассовую водяную мельницу, кувшин размером 0,5 литра, пустой таз, ведро с водой, пластмассовые палочки и говорит: «Если на лопасти мельницы лить воду, то они будут крутиться. Надо набрать воду в кувшин из ведра и тихонько поливать на лопасти мельницы».

Сначала игра проводится для уточнения представлений о движении лопастей мельницы под воздействием струи воды, для определения объема воды в тазу (пусто — налили воду — воды стало много). Затем можно посчитать, сколько кувшинов воды вылито на лопасти мельницы. Для этого, прежде чем выливать воду из очередного кувшина, надо откладывать палочку на столе. Ребенок играет с водой и мельницей, выливая до трех-четырех кувшинов воды, то есть в пределах своего умения считать. Потом он считает количество палочек и говорит, сколько кувшинов воды он вылил на мельницу.

По мере овладения счетом игра проводится в различных вариантах: ребенок устно считает количество кувшинов или откладывает цифру, соответствующую этому количеству.

Сколько ведерок с водой?

Педагог предлагает ребенку большое ведро с водой, пустой таз (ванночку, маленькое ведерко и камешки.

Сначала педагог оговаривает с ребенком размеры двух ведер (большое и маленькое, обращает внимание ребенка на отсутствие воды в тазу. Затем предлагает ребенку посчитать, сколько ведерок воды он нальет в таз. Для того чтобы не сбиться со счета, ребенок должен опускать в таз камешки: вылил ведерко воды в таз — бросил в воду камешек. Количество игровых заданий соотносится с пределами обучения счету. Педагог просит ребенка сказать, сколько маленьких ведерок воды он вылил в таз. Если ребенок затрудняется с ответом, то взрослый обращает его внимание на брошенные в воду камешки. Ребенок считает камешки в воде и соотносит их количество с количеством ведерок вылитой в таз воды.

Педагог предлагает ребенку перелить воду маленькими ведерками обратно в большое ведро, но не всю, а только два или три (четыре) ведерка. Для этого он советует ребенку снова воспользоваться камешками, по одному доставая их из воды: зачерпнул одно ведро воды, вылил воду в большое ведро, достал один камешек и т. д. Затем ребенок должен сказать, сколько маленьких ведер воды осталось в тазу. Ответить на этот вопрос можно снова с помощью камешков.

Такие игры могут проводиться с использованием различных предметов, например, намоченных в воде пластиковых геометрических фигурок или цифр, которые приклеиваются в соответствии с количеством вылитых ведерок воды на кафельную стенку или зеркальное панно.

Стаканы и вода

Цель игрысформировать представления ребенка о непрерывном количестве: много — мало — пусто; учить понимать и называть наречия, обозначающие непрерывное количество.

Для игры используются три непрозрачных стакана одного размера: в первом налито много воды, во втором — мало, а в третьем пусто; три одинаковых прозрачных стакана.

Педагог обращает внимание ребенка на три стакана: в первом стакане много воды, во втором мало, третий стакан пустой. Взрослый выставляет перед ребенком по два стакана и говорит ему: «Посмотри в стаканы, достань пальчиком до дна стакана и скажи (покажи, где много воды, а где ее мало. Скажи (покажи) где много воды, а где пустой стакан». Затем педагог предлагает ребенку взять прозрачные стаканы и перелить в них воду. Он обращает внимание на то, что в каждый стакан надо наливать воду только из одного стакана. (Ребенок выполняет действия.) Затем ребенку предлагается перелить воду в стаканы так, чтобы во всех стаканах было воды одинаково, рассказать о своих действиях и определить словесно количество воды в стаканах.

Наливаем воду в стаканы

Вариант 1. Перед ребенком два стакана с водой, один полный, другой наполнен до половины. Рядом стоит кувшин с водой, который ребенок может легко поднять, то есть он должен быть небольшого размера.

Ребенка просят отвечать на вопросы и выполнять различные действия:

—Что надо сделать, чтобы воды в стаканах стало поровну?

Если ребенок затрудняется, педагог берет кувшин с водой и доливает немного в стакан с меньшим количеством воды. Не следует сразу уравнивать воду в обоих стаканах.

—А теперь воды стало поровну? Нет? Тогда я еще долью воды. А теперь поровну?

Взрослый делает это до тех пор, пока ребенок его не остановит, сказав, что воды стало поровну. После этого педагог возвращает все в первоначальное положение и предлагает ребенку самому уравнять воду в стаканах. Не нужно опасаться, что он, доливая воду, немного прольет ее. Следует заранее приготовить сухую тряпочку, которой можно убрать воду со стола. Не следует ограничиваться только лишь показом этого способа. Ребенок обязательно должен сам выполнить все действия.

Вариант 2. Педагог ставит перед ребенком два стакана с водой — один полный, другой наполнен до половины. Ребенку предлагается оставить половину воды в первом стакане, то есть столько, сколько в другом стакане. Теперь кувшин перед ребенком стоит пустой. Нужно подвести ребенка к мысли, что в этом случае воду не доливают в стакан (так как брать ее неоткуда, а по чуть-чуть отливают ее из стакана, в котором воды больше, в кувшин, до тех пор пока уровни воды в стаканах не станут одинаковыми.

Вариант 3. Педагог ставит перед ребенком два стакана с водой — один полный, другой наполнен до половины. Ребенку предлагается уравнять воду в стаканах так, как он захочет. В этом случае кувшина нет. Вода уравнивается путем переливания из того стакана, где ее больше, в тот, где ее меньше.

Публикации по теме:

Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возрастаИгры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Ящик из стола покрасим.

Фотоотчет «Летние развлечения с песком и водой»Фотоотчет «Летние развлечения с песком и водой» В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная.

Игры с кинетическим пескомИгры с кинетическим песком Одним из самых популярных занятий игр с ребенком является лепка. Воспитатели используют разные материалы, среди которых особенно отличается.

Конспект НОД во второй младшей группы «Игры с водой и песком» Цель. Расширять знания детей о свойствах песка и воды Задачи. • Познакомить со свойствами песка и воды. • Показать, что предметы бывают.

Конспект занятия по экспериментированию с водой и песком «Пирожки для Маши» Технологическая карта образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на основе системно – деятельной технологии Петерсон.

Консультация для родителей «Игры с крупой для развития мелкой моторики» Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль,.

Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участкеЛаборатория для игр с песком и водой на летнем участке Дети любознательны от природы. У них высокая познавательная активность. Сейчас большую часть времени проводим на прогулке, трудно не заметить,.

Развивающие игры с крупой для детей 3 лет Развивающие игры с крупой в 3 года. На заметку для родителей. Находясь в отпуске или же просто на выходных родители не знают, чем занять.

Сценарий  игры-эксперимента с песком и водой в первой младшей группеСценарий  игры-эксперимента с песком и водой в первой младшей группе Сценарий  игры – эксперимента с песком и водой в 1–младшей группе. Воспитатель Арутюнян Л. А. С. Кашлев         Мы  в  песочнице  играем,.

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе» Развитие познавательно-исследовательской деятельности (экспериментальная) входит в образовательную область "Познавательное развитие",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком (крупой) и водой
Опубликовано: 13 марта 2023 в 11:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД