Папки-передвижки

Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста компенсирующих групп

Ольга Гудкова
Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста компенсирующих групп
▼ Скачать + Заказать документы

Проанализировав уровень сформированности регуляторных способностей, как одно из условий социальной готовности детей к школе. Было выявлено: что из всех показателей развития регуляторных способностей имеют низкий уровень следующие показатели.

- Умение слушать взрослого и выполнять его просьбы, задания, поручения;

- Умение понимать задания в целом и самостоятельно выполнять в соответствии с алгоритмом действия;

- Умение договариваться со сверстниками в игре и выполнять взятые на себя роли;

- Умение с помощью взрослого анализировать свои ошибки и исправлять их;

Публикация «Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста компенсирующих групп» размещена в разделах

- Умение регулировать свои действия, по словам «надо», «можно», «нельзя».

Как же помочь ребенку осознать свое поведение?

Наиболее эффективным средством формирования данных показателей в дошкольном возрасте я считаю игру с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

Игра – это школа социальных отношений для ребенка; в ней он учится сотрудничеству, тем качествам, которые помогают и воспитателю и детям стать партнерами в общем деле. В игре со сверстниками ребенок освобождается от всего, что «давит» на него в повседневной жизни, забывает о страхе, злости, печали и т. д. В процессе игры осуществляется своеобразная групповая психотерапия; идет настоящая жизнь для ребенка. Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.

Как с точки зрения, появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении?

Очевидно, что эта способность предполагает, прежде всего, осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю, т. е. она требует определенного уровня развития самосознания. Но иногда наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психическом развитии: наблюдается повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, чувство ущемленности. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. Становление произвольного поведения ребенка проходит ряд этапов и связано с выделением и осознанием правил своего поведения и становлением функции контроля.

Этапы формирования регуляторных способностей через игры

с правилами.

1. Знакомство с правилами игры (прямое руководство, воспитатель играет ведущую роль).

2. Организация игры с правилами совместно с детьми (воспитатель в роли координатора по выполнению правил игры).

3. Самостоятельная организация игры детьми (без помощи взрослого).

Приведу пример организации и проведения игры с правилами «Найди игрушку». В этой игре дети получаю навык действия по правилам, что создает условия для управления своими эмоциями, произвольностью и анализу своего поведения.

В начале игры дети располагаются перед фланелеграфом. На нем воспитатель, при участии детей, делает план комнаты.

Затем один из детей (водящий) из комнаты, а воспитатель вместе с остальными ребятами прячет игрушку в комнате, делая отметку на плане красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку. Водящими по очереди становятся все играющие.

Цель: Научить детей слушать взрослого и выполнять его просьбы, задания, поручения; регулировать свои действия, по словам «надо», «можно», «нельзя»; договариваться со сверстниками в игре и выполнять взятые на себя роли;

На первом этапе знакомства с игрой обучаю детей слушать взрослого и выполнять правила задаваемые взрослым по ходу игры. После провереной игры провожу анализ вместе с детьми: интересуюсь понравилась или не понравилась игра. Что именно понравилось и не понравилось. Какое из правил игры было труднее выполнить и почему. Все ли дети выполняли правила игры. Данный совместный анализ игр позволяет учить детей с помощью взрослого анализировать свои ошибки, регулировать свои действия словами «надо», «можно», «нельзя».

На втором этапе организую игру, предложив роль ведущего ребенку. При этом участвую в игре, являясь, в тоже время, координатором выполнения правил игры. Данная моя позиция позволяет показать образец выполнения правил. Дети учатся понимать задание в целом и самостоятельно выполнять их в соответствии с алгоритмом действия. Дети вместе с ведущим составляют план игровой зоны, где спрячут игрушку. Если дети забыли, что-то изобразить на плане, игровой зоны, где спрячут игрушку. Если дети забыли, что-то изобразить на плане, то я могу подсказать или помочь, что нужно еще добавить. Затем ребенка, которого выбрали при помощи считалки, выходит из групповой комнаты. Дети прячут игрушку и обозначают флажком на плане. Ребенок, который выходил, заходит в группу, ему показывают план, чтобы он смог найти игрушку. Остальные дети должны вести себя сдержано: не выдать место нахождения игрушки, эмоционально не реагировать на ошибки или удачи ищущего игрушку, то есть должны произвольно управлять своими эмоциями и действиями. Кроме того дети учатся договариваться со сверстниками в игре. В конце проведения игры также проводится анализ: получилась ли игра, все ли дети выполняли правила, как еще можно было сделать. В случае, когда кто то из детей не справился с правилами предлагаю ребенку в слух проговорить, как он в следующий раз будет выполнять правила игры, то есть создаю модель будущего поведения.

И на третьем этапе, при организации игры с правилами, я выступаю в роли координатора (наблюдателя) по мере необходимости.

Данная игра показывает уровень сформированности регуляторных способностей каждого ребенка. Чем выше уровень развития регуляторных способностей у детей, тем меньше требуется участие воспитателя в знакомой для детей деятельности.

Я пришла к выводу, что алгоритм технологии обучения детей данной игре, может быть применен и в обучении другим видам деятельности.

Таким образом, игру можно считать школой произвольного поведения. Содержание игр сосредоточено, главным образом, вокруг норм отношений между людьми, то есть ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди людей. Игра имеет значение и для формирования : дружного детского коллектива, самостоятельности, и положительного отношения друг к другу.

Игры с правилами с моей точки зрения решают задачу развития саморегуляции ребенка.

Развитие регуляторных способностей формируются в разных видах игр.

1. Дидактические игры - «Домино», «Мозаика», «Сложи квадрат», «Найди игрушку» и т. д.

2. Сюжетно - ролевые игры – «Больница», «Почта», «Парикмахерская», «Ателье», «Больница» и т. д.

3. Настольно - печатные игры – «Домашние животные», «Зеленый луг», «Сад» и т. д.

4. Словесные игры – «Сделай, как я», «Скажи коротко», «Кто что делает» и т. д.

5. Театрализованные игры – «Кот, петух и лиса», «Гуси - лебеди», «Лиса и волк» и т. д.

6. Творческие игры – «Идем по лесу», «Радость и грусть», «Маша и медведь» и т. д.

7. Подвижные игры – «Гуси - лебеди», «Горелки», «Веселые ребята», «Два Мороза», «Хитрая лиса» и т. д.

Поэтому в группе создаю атмосферу уюта, комфорта, игровой материал расположен удобно, доступно. Дети большое предпочтение отдают подвижной игре. Так как в ней они чувствуют себя более раскрепощено. Подвижная игра учит искренности, товариществу, в ней формируется дисциплинированность, характер, воля. Подвижные игры помогают жизненные впечатления и переживания детей отражать в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Горелки», «Веселые ребята», «Два Мороза», «Хитра лиса», хоровая игра «Огурчик» и т. д.)

Игра требует внимания, выдержки, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности. В подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Например, зачины, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Я убеждена, что хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

Использование игр с правилами позволило добиться положительной динамики в развитии регуляторных способностей детей.

Публикации по теме:

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.

Сводная таблица результатов педагогической диагностики развития детей перед поступлением в школу. Уважаемые коллеги! Всем предстояло в конце учебного года провести систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста компенсирующих групп
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 18:48
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста компенсирующих групп» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гудкова (УИ 1694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД