Елена Гайнанова
Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
В организации игровой деятельности с целью экологического воспитания дошкольников необходимо особое внимание уделять вопросам грамотного педагогического руководства, от которого зависит эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности. При выборе направления руководства играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического воспитания нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Публикация «Игры в экологическом воспитании дошкольников, Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим.
С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры : различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
Работа с детьми должна предполагать различные формы организации детей (со всей группой или небольшой подгруппой).
Подбор и введение в педагогический процесс игр должен проводиться таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
В данном пособии мы предлагаем комплекс игр для повышения уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, в который были включены разнообразные виды экологических игр : ролевые экологические игры, дидактические и подвижные игры экологической направленности, строительные и соревновательные игры.
В режиме дня игры рекомендуется проводить в образовательной деятельности (как разучивание новых, так и закрепление уже знакомых игр); во время прогулок особое внимание необходимо уделять играм с использованием природного материала, природного окружения для эмоционального усиления получаемых знаний; во время утреннего и вечернего отрезка дня должны быть созданы все необходимые условия для самостоятельной игровой деятельности детей. В связи с этим рекомендуется наполнить игровой уголок детей разнообразными играми, особенно настольно-печатными и предметными. В распоряжении детей должны быть разнообразные природные материалы: семена, косточки фруктов; кусочки коры, разные образцы почвы, камешки и т. д. Соответственно перед внесением данных материалов с детьми необходимо проводить работу по сообщению правил использования данного материала.