Получи документы

ИКТ в детском саду: методическая копилка логопеда

Татьяна Александровна Арутюнян
ИКТ в детском саду: методическая копилка логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике.

Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. Перед практиками и учеными встала задача: применение компьютера для коррекционной работы с детьми.

Публикация «ИКТ в детском саду: методическая копилка логопеда» размещена в разделах

В условиях детского сада V вида возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету.

Применение компьютера для обучения дошкольников с нарушениями речи – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.

Цели использования компьютерной технологии:

• оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей;

• создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

Задачи:

1. Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.

2. Развитие познавательной активности, самоконтроля.

3. Активизация словаря.

4. Развитие мелкой моторики руки.

5. Создание положительного эмоционального фона.

6. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

В настоящее время ресурсы интернета предлагают множество развивающих и обучающих программ для детей, но, к сожалению, большинство из них не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично. В связи с этим я в своей работе использую собственные презентации, ориентируясь при подборе материала на особенности и уровень развития своих воспитанников, а также на цели и задачи образовательной деятельности, стоящие передо мной в тот или иной период.

Современного ребенка, включенного в аудио- и видео- среду, иногда очень трудно привлечь к работе, заинтересовать традиционными средствами наглядности, поэтому на сегодняшний день при организации образовательного процесса требуются особые средства воздействия.

В настоящее время я активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:

- даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

- активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Использование в своей работе ИКТ позволяет мне сделать свою образовательную деятельность привлекательной для детей, вызывающей живой интерес.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми ИКТ чаще использую как часть занятия, но на итоговых или обобщающих коррекционных занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.

На занятиях в рамках основной программы я использую презентации по лексическим темам, такие как: «Посуда», «Животные», «Съедобные - несъедобные», «Ягоды» и другие.

На занятиях по обучению грамоте, предлагаю детям для лучшего усвоения звуков, презентации с изображением букв и дети могут не только увидеть букву, проговорить звук, ну и так же услышать или пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране. У детей есть возможность самим поработать с буквой, при правильном выполнении работы ребенку дается возможность самому нажать клавишу и тем самым проверить правильность выполнения задания.

Компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет мне создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций с техническим исполнением (текст, звук, видео) по методикам коррекционного дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

Свои авторские презентации я использую в индивидуальной работе с детьми по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Данные презентации созданы на основе настольно-печатных дидактических игр серии «Играйка-Различайка» Нищевой Натальи Валентиновны «Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Демонстрация презентаций:

Для различения артикуляторно и акустически близких звуков [р] и [л] использую игру :

«Буратино и Мальвина»

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [р] и [л] в словах (разные позиции). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [р] — [л] в словах и предложениях).

Описание игры. Педагог предлагает рассмотреть и назвать предметные картинки с изображениями (ручка, картон, карандаш, тетрадь, пенал, закладка, обложка, мел, краски, фломастеры, Буратино, Мальвина). Педагог объясняет, что Буратино и кукла Мальвина собираются играть в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названиях которых есть звук [л], а Мальвине — в названиях которых есть звук [р]. Если дети не обратят внимания на то, что в слове «фломастеры» есть и звук [р] и звук [л], следует спросить у них, почему картинку с изображением фломастеров можно дать и тому и другому герою. Ребенок «раскладывает» с помощью компьютерной мышки картинки. Педагог предлагает рассказать, что есть у Буратино, а что есть у Мальвины. Ребенок составляет предложения: «У Буратино есть пенал, закладка, обложки, мел, фломастеры. У Мальвины есть ручка, портфель, тетрадь, карандаш».

Для дифференциации твердых и мягких согласных использую игры:

«Поможем кукле Кате»

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [к] и [к'] в словах). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к] — [к'] в словах).

Описание игры. Педагог предлагает рассмотреть предметные картинки и назвать их. Затем он предлагает помочь кукле Кате разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком [к] в названиях, а в зеленую — со звуком [к'].ребенок молча выполняет задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Переходя к выделению начальных согласных из слов, использую игру:

«Кто полетит на Луну?»

Цели. Развитие фонематических представлений. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Описание игры. Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображениями зверей и птиц (кот, корова, крокодил, коза, канарейка, курица, мышка, носорог, павлин) и назвать их. Затем сообщает, что они должны отправить на Луну только тех животных, названия которых начинаются со звука [к]. Ребенок выбирает картинки и с помощью компьютерной мышки «отправляют» их на космический корабль.

Для автоматизации поставленных звуков использую игры:

«Помоги Мишке»

Цели. Автоматизация звука [ш] в словах (разные позиции, дифференциация звуков [ш] — [с] в словах.

Описание игры. Педагог объясняет, что нужно помочь мишке собрать предметы, в названиях которых есть звук [ш]. А поэтому сначала стоит «убрать» все предметы, в названиях которых есть звук [с]. Ребенок молча с помощью компьютерной мышки «убирает» изображения самолетика, самосвала, сапог и носков. Затем педагог объясняет, что мишка примет помощь, если он правильно будут произносить звук [ш]. Ребенок называет по одной картинке, четко произнося звук Ш.

«Украшаем шапки»

Цели. Автоматизация звука [ш] в предложении.

Описание игры. Педагог объясняет, что они будут украшать шапки вышивкой. Нужно «выбрать» компьютерной мышкой картинку, «положить» ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» и т. п. (шишка, лошадка, хлопушка, кукушка, вишенки, груша, ромашка, погремушка, солнышко, мишка, машинка, неваляшка, гармошка, шахматы).

Ребенок по очереди выбирает картинки, составляет предложения, правильно произнося при этом звук [ш].

С помощью мультимедийных презентаций можно проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Можно использовать физкультминутки, почти в течение всего рабочего дня. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.

Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Хочется отметить, что использование компьютерных презентаций не заменяет традиционных методов и технологий воспитательно-образовательной работы педагога, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ИКТ в непосредственно образовательной деятельности в ДОУИКТ в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ Одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике - это использование информационно-коммуникативных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ИКТ в детском саду: методическая копилка логопеда
Опубликовано: 24 марта 2014 в 20:51
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ИКТ в детском саду: методическая копилка логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Арутюнян (УИ 146851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД