Анастасия Савинкова
Имидж учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Какой современный учитель?
2. Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов согласно ФГОС НОО.
3. Имидж современного учителя начальных классов.
3.1. Профессиональные и личностные качества педагога.
3.2. Внешний вид педагога.
3.3. Культура педагога.
Заключение
Список литературы
Введение
Публикация «Имидж учителя начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Я подготовила работу, которая, на мой взгляд, будет интересна и ученикам и учителям. Так как учитель очень важное звено в жизни школы и вносит большой вклад в развитие общества и формировании личности учащихся. В ходе своей работы мне хотелось бы рассказать о том, каким должен быть современный учитель.
Целью мой работы является поиск идеала в современном учителе.
Поставленную цель я достигала, решая следующие задачи:
• Изучить портрет учителя.
• Отобрать информацию, связанную с современным учителем.
• Провести анкетирование.
• Создать образ современного учителя.
Объект исследования: современный учитель.
В современное время много внимания обращается на то, как выглядит человек, будь он поваром, врачом или учителем. Сложилось понятие, что человек выглядит так, какой он на самом деле, как гласит известная русская пословица: «Встречают по одёжке, а провожают по уму»
1. Какой современный учитель?
В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но не надо забывать о роли учителя в процессе обучения. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе.
Какой же он, идеальный, успешный учитель?
Согласно последним проведенным социологическим исследованиям, представления о современном учителе глазами учителей и детей очень отличаются друг от друга.
Ученики считают современным учителя со следующими качествами:
• доброжелательность и понимание
• умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
• оптимизм
• организованность, активность, энергичность
• неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
• умение заинтересовать своим предметом
Для получения информации о том, «какой учитель нужен школе», были опрошены учащиеся нашей школы. Опрос учащихся показал, что среди положительных качеств педагогов они отмечают следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам отнесли: несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
• знание предмета
• умение доходчиво объяснить материал
• владение различными педагогическими приемами
• разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся
• четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
• способность заинтересовать своим предметом
• успехи учеников
• стремление к новациям в обучении
Творческая группа педагогов при обсуждении проблемы «какой учитель нужен школе» отметила, что в первую очередь, школе нужен учитель-профессионал.
Только такой педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
2. Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов согласно ФГОС НОО.
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Портрет педагога может быть описан как совокупность шести основных компетентностей:
Компетентности Умения
Компетентность в
области
постановки целей
и задач
педагогической
деятельности 1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
2. Умение перевести тему в педагогическую задачу.
3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулировки целей и задач.
Компетентность в
области
мотивирования
обучающихся 1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
Компетентность в
области
информационной
основы
педагогической
деятельности 1. Компетентность в методах преподавания.
2. Компетентность в предмете преподавания.
3. Компетентность в субъективных условиях пед. деятельности
Компетентность в
области
разработки
программ и
принятия
педагогических
решений 1. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.
2. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
Компетентность в
области
организации
учебной
деятельности.
1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся.
3. Умение реализовать педагогическое оценивание.
Компетентность в
области личностных качеств 1. Эмпатийность и социорефлексия.
2. Самоорганизованность.
3. Общая культура.
3. Имидж современного учителя начальных классов.
3.1. Профессиональные и личностные качества педагога.
По результатам многих исследований общую структуру профессионально важных качеств учителя можно представить в таком виде:
- высокие нравственные и гражданские качества учителя как передового человека своего времени;
- педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика;
- педагогическая подготовленность, или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство;
- педагогические способности, в частности, дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные, актерские (элементы, суггестивные, проективные, конструктивные, творческие и некоторые другие;
- педагогическое самосознание учителя как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив;
- ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и другие);
- индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
3.2. Внешний вид педагога.
Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать индивидуальные черты, т. к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. По общепринятым нормам классический вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. По мнению школьников, прошедших анкетирование должен выглядеть опрятно и подавать пример. Многие учащиеся выразили своё желание видеть учителей в одежде пастельных тонов или в чёрно-белой гамме. Но так же есть и такие ученики, которые решили, что учитель должен выглядеть так, как ему захочется, потому что каждый человек, по их мнению, должен выражать свою индивидуальность.
Следует позаботиться о прическе, макияже и маникюре: педагог должны производить впечатление ухоженной женщины или мужчины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр надо подбирать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Учащиеся по этому поводу думают следующие, что макияж учителя должен быть не броским и сдержанным, лучше нежные тона. В маникюре учащиеся, отметили то, что не зависимо какая длина ногтей, главное ухоженность. Так же дети предпочли бы видеть маникюр неброских тонов, т. к. всё яркое привлекает и отвлекает внимание.
3.3. Культура педагога.
По данным анкетирования в стиле общения учитель должен проявлять себя хорошим оратором, красноречивым рассказчиком и прекрасным собеседником.
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.
Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе. Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание. Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость, щепетильное отношение к чужому времени, уважение к чужому труду, потребность к самообразованию.
В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
Мимика должна быть только доброжелательной. Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе: агрессивность, грубость, оскорбление учеников, применение физической силы, бестактность, использование своей власти, безответственность.
Заключение
Современный учитель - это, прежде всего человек, хорошо владеющей информационным пространством: библиотеками (традиционными и электронными, а также сетью Интернет. Невозможно запомнить весь необъятный поток информации, который может быть нам предоставлен в любую минуту по любой теме. Но хороший современный учитель – это проводник к кратчайшему пути в получении нужных знаний.
Мы живем в XXI веке – веке науки и техники, но русская пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» до сих пор остается актуальной. И все же целью современного учителя остается извечная цель – научить быть человеком.
Учитель должен уметь прорваться в души учеников сквозь компьютеры, мобильники, КПК и помочь живому общению между людьми, научить видеть красоту реального мира.
Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по - своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.
Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы.
Современный учитель должен иметь четкие и ясные ответы на вопросы: что мы учим, зачем мы это учим, как мы это учим, и где это можно применить в жизни. Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, современного учителя.
Список литературы
1. Бордовская И. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вуза. М. : Питер, 2005.
2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М. : Академия, 2008.
3. Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений, М., Академия, 2006
4. Колесника И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагогов. Учебник для высших учебных заведений М. : Акакдемия, 2008.
5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.yspu.yar.ru/.