Азиза Абильмажинова
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход,т. е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка,учителя,врачей-специалистов,психолога.
Как показывает практика,у многих поступающих в первый класс детей ограниченный словарный запас,слабо развита моторика,стойкие речевые нарушения. В нашей школе это дети с ОНР 1,2,3 уровней,с дизартрией разной степени тяжести от стертой до тяжелой,с заиканием. Чтобы работа логопеда была более эффективной,ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. У логопеда и учителя начальных классов единая цель коррекционного обучения-дать качественное образование школьникам.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Логопедическую работу в начальных классах можно условно разделить на 3 этапа:
1этап -диагностический (1-15 сентября)
Задачи этапа
-определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников.
-планирование соответствующей коррекционной работы.
В первые 2 недели логопед проводит полное обследование состояния речи прибывших детей,знакомит учителя с результатами обследования. Укомплектовывает группы с учетом особенностей речи и возраста,составляет расписание занятий,оформляет необходимую документацию.
Затем приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования в данном классе. Кроме того, на данном этапе возможно запланировать следующие мероприятия :
-участие в работе М. О. начальных классов
-консультации для учителей. По необходимости дети отправляются к другим специалистам (невропатологу,сурдологу,стоматологу)
-участие в работе консилиума
2 этап-коррекционный (15сентября-15 мая)
Задачи:
-Коррекция речевых нарушений
Коррекция нарушений речи осуществляется поэтапно. Длительность каждого этапа для каждого ребенка определяется характером и степенью выраженности речевых нарушений,а также динамикой его коррекции. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании работы. На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения,которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Учитель осуществляет контроль над правильной речью детей,учавствует в воспитании у них самоконтроля. Логопед периодически информирует учителей о продвижении детей. В практике вспомогательных школ используются экраны звукопроизношения,в которых отмечаются все недостатки в произношении звуков у детей,те изменения,которые имеют место в процессе работы. Учитель,как и логопед,тоже учит различать гласные и согласные,твердые и мягкие,звонкие и глухие,учит соотносить звук и букву,производить звуко-буквенный анализ. Чтобы детям было интересно-все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр.
Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.
1. Учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника.
2. Учет возрастных особенностей.
3. Предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических ошибок
4. Осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности.
5. Закрепление знаний и навыков,приобретенных на логопедических занятиях,так и на уроках
6. Придание обучению воспитывающего характера
7. Всестороннее развитие личности.
Выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков.
3 этап-оценочный
Задачи этапа:
-Проведение анализа коррекционной работы.
-Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Тесный контакт в работе логопеда и учителя будет способствовать реализации единого речевого режима,повышению качества образования в условиях коррекционной школы.