Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида

елена липатникова
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида

Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсихология, отраслями специальной педагогики, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и тифлопедагогика.

Тифлопедагогика (от греческого тифлос- слепой и педагогика - наука о воспитании, те. наука о воспитании и обучении лиц с нарушенным зрением. Значит, логопедия должна учитывать особенности детей с нарушением зрения.

Работа учителя - логопеда с детьми с нарушение зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Учитель - логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает познавательную сторону речи и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, медсестры - ортоптистки, психолога, воспитателя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развития чувственности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. По определению Левиной Р. Е., собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, не достаточно развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не правильно произносят слова, печатают буквы зеркально. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания. которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций.

Недостаточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопления в речи слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Таким образом у детей часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искаженно понимание смысловой стороны речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, понижается работоспособность. Поэтому зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребенка с нарушением зрения.

Коррекционно – логопедической работе предшествует углубленное обследование детей, логопедом, он устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений. Первичным дефектом всегда является зрение, вторичным речь.

Основной формой организации логопедического процесса является занятие. Логопедические занятия в детском саду проходят в игровой форме. С учетом ФГОС и общей образовательной программы детского сада. Занятия имеют сюжетно - тематическую организацию и проводятся в специально оборудованном кабинете, где создана предметно - развивающая среда, каждому ребенку обеспечен личностно ориентированный подход.

Задания и упражнения на занятиях учителя – логопеда несут коррекционную направленность. Коррекционно- логопедическая работа проводится на вербальном материале. В процессе предметно - практической деятельности. Помимо речевого анализатора в работу включается слуховой, зрительный и тактильный, что положительным образом влияет на развитие компенсаторных процессов. Ребенок должен активно действовать с предметом, увидеть все признаки предмета, а не пассивно слушать педагога.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют

1. Острота зрения. От этого зависит прямым образом и размер индивидуальных пособий.

0.4 и выше- 2 см.

0.2-0.3, 2-3см

0, 05-0, 1, 3-4 см

0.01-0, 04 4-5 см

Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-25 см) ; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета, рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.

При сходящем косоглазии: нужно следить, что бы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагается книги или картинный материал на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.

При миопии и катаракте: для восприятия картинок логопед использует темный фон и дается контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон.

Учитывая это логопед должен иметь в работе двусторонний фланелеграф со светлой и темной стороной. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, а так же особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.

- Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и острота зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки с элементами логоритмики.

- Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендации тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.

- Следует рассаживать детей как ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 шт. одновременно. Размещать объекты следует так. Чтобы они не сливались.

Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

выбор адекватного фона;

выбор оптимального цвета;

постоянное использование указки для уточнения;

ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушением речи

- Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не однозначно. Из всех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную информацию. Значительно сложнее дети ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма, тем труднее дети опознают объект.

- На логопедических занятиях происходит развитие зрительно- двигательной координации (предлагаются задания на соединение предметов)

- Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, исправления звукопроизношения, создают основу для преодоления нарушения речи.

Необходимо развивать интерес к логопедическим занятиям и заинтересовать ребенка.

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения проводится по следующим направлениям:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие мелкой моторики рук;

Формирование умений в ориентировке в пространстве;

Развитие речи.

Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения в подготовительной группе.

Сентябрь – октябрь – ноябрь

1. Активизировать зрительные функции, повышать остроту зрения с помощью различных игр: мозаика, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксировать взор на мелких предметах. (Близоруким детям нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

2. Формировать цветоразличение основных цветов и оттенков. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными.

3. Укреплять мышцы глаза, развивать глазодвигательные, прослеживающие функции, расширение поля зрения.

4. Развивать устойчивую зрительную фиксацию (локализацию): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

Декабрь – январь - февраль

1. Активизировать и тренировать зрительные функции различения, прослеживания, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.

2. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия.

3. Развивать у детей умение составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.

4. Закреплять знание основных цветов и оттенков, правильно использовать эталоны цвета при описании предметов.

Март – апрель - май

1. Упражнять в умении зрительно анализировать высоту предметов. Располагать на фланелеграфе изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.

2. Вырабатывать бинокулярное зрение.

3. Развивать стереоскопическое зрение.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй» Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР зависит не только от слаженности в работе учителя.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Части тела и лица» Тема «Части тела и лица» 1. Стихотворения Это глазки, чтобы видеть. Это носик, чтоб дышать. Это ушки, чтобы слышать. Это ножки, чтоб бежать.

Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (2-я младшая группа). Лексическая тема «Знакомьтесь: это я и моя семья» Тема «Знакомьтесь – это я и моя семья» 1. Стихотворения Бабушка и дедушка, Мамочка и папочка, Две сестренки старшие И котенок-лапочка.

Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Игрушки» Тема: Игрушки 1. Д/И “Назови ласково/Большой или маленький” Мяч – мячик Слон – слоник Машина – машинка Кукла – куколка Утка - уточка.

Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Осень» Тема: Осень 1. Стихотворение В лесу осиновом дрожат осинки. Срывает ветер с осин косынки. С осинок ветер косынки сбросит – В лесу осиновом.

Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Туалетные принадлежности» Тема: Туалетные принадлежности 1. Стихотворение Водичка, водичка, Умой мое личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей  (фотоотчет по использованию ИКТ)Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей  (фотоотчет по использованию ИКТ) фОТООТЧЕТ об использовании ИКТ и нетрадиционных форм художественно - эстетического творчества в работе над проектом. Взаимосвязь в работе.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 21:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...
Лэпбук «Знатоки ПДД»
Актуальность проблемы по формированию у дошкольников знаний по пдд на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка –...
Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе
Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия: • создание мотивации сотрудничества ( работать сообща интересно и приятно, •...