Галина Волкова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников - необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников» размещена в разделах
Речь является одним из основных средств развития социально-коммуникативных навыков ребенка.
Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является потребность ребёнка в общении со сверстниками, существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения, происходит активное развитие как диалогической, так и монологической речи.
Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по лексическим темам; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; а также еженедельные домашние задания.
На всех этапах коррекционной работы предусматривается решение следующих задач: логопед формирует первичные речевые навыки детей, подбирая для своих занятий материал, максимально приближенный к лексическим темам, изучаемым в группах.
Воспитатель закрепляет и контролирует сформированные речевые навыки, учитывая этапы проводимой логопедической работы.
Можно выделить основные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей:
- обсуждение результатов логопедического обследования
- организация речевых уголков в группах
- тетрадь взаимодействия
- учёт лексических тем, изучаемых в группах
- совместная подготовка детей к праздникам и развлечениям
- активизация детей со сниженной речевой активностью
- работа с родителями
На разных этапах коррекционной работы взаимодействие между логопедом и воспитателями происходит по-разному.
Особое значение имеет речевой уголок, организованный в старших и подготовительных группах. В каждом речевом уголке имеются:
- настольные зеркала;
- комплекс артикуляционных упражнений (карточки с картинками и стихами);
- картотека дыхательной гимнастики и тренажеры для дыхательных упражнений (поддувалочки, султанчики и т. п.);
- комплексы упражнений для глаз;
- картотека пальчиковых игр;
- тренажеры и пособия для развития мелкой моторики (шнуровки, застёжки, пазлы, конструкторы и пр.);
- дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;
- разные виды театров: пальчиковый, бибабо и др.
- речевой материал: альбомы с чистоговорками, скороговорками, стихами для автоматизации звуков в речи.
Таким образом, только тесная взаимосвязь, взаимопомощь и взаимодействие в работе учителя - логопеда логопункта и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Хорошо развитая речь является важнейшим фактором в формировании личности ребенка и способствует его полноценному социально-коммуникативному развитию.