Лучший педагог года

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР

Оксана Тарасова
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР

«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками

с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».

Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

В современных условиях реформирования образования все более актуальной становится проблема поиска новых форм, методов, приемов и средств логопедической работы, повышающий эффективность коррекционного процесса.

Теоретические и практические исследования в этом направлении выявили, что в группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно-логопедической работы в большей степени зависит от логопедизации учебно-воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях ДОУ.

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.

Особое значение в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей.

Основными целями при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя являются:

Повышение качества коррекционно-логопедической работы;

Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;

Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основными видами организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей являются:

1. Совместное изучение программы (Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ТНР, с РАС, с комплексными нарушениями и с ДЦП). Воспитатели должны знать содержание не только тех разделов, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

2. Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателя с основными приемами обучения, подбором наглядного материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка. Открытые занятия воспитателей, на котором логопед проверяет правильность подбора и использования методов и приемов работы по закреплению речевых умений.

3. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них.

4. Интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя (совместное проведение занятия как итог усвоения лексической темы)

5. Совместная подготовка к детским праздникам (логопед подбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

6. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда и воспитателей, направленные на развитие и коррекцию компонентов речи, а так же на развитие неречевых психических процессов, связанных с речью:

Функции логопеда:

1. Развитие фонетического компонента языковой системы:

a. Общих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики, звукопроизношения;

b. Восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;

c. Просодической организации речи (темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации).

2. Формирование фонематических процессов:

a. Фонематического восприятия;

b. Фонематического анализа и синтеза;

c. Фонематических представлений.

3. Совершенствование состояния лексического компонента речи:

a. Активизация и развитие номинативного, предикативного и атрибутивного словаря ребенка;

b. Закрепление обобщающий понятий;

4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

5. Формирование грамматического строя речи:

a. Процесс словоизменения имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

b. Синтаксической структуры предложения;

6. Совершенствование связной речи (диалогической и монологической).

7. Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты (уточняем артикуляцию звуков, даем им характеристику, соотносим звук с буквой и печатаем буквы).

8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

9. Предупреждение нарушений письма и речи.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференциация их со смешенными фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении занятий в группе в течении недели. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей по текущей лексической теме во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течении всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, пересказ текстов, знакомство с художественной литературой и пр.).

5. Закрепление графомоторных навыков.

6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Для достижения поставленных целей в логопедических группах разработан особый режим дня. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этими в распорядок дня дошкольников входит время для занятий воспитателей: математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка и др. при этом логопед свободно может брать на свои занятия детей с любых занятий воспитателей.

В системе планирования и работы учителя-логопеда и воспитателя выбран принцип понедельного изучения лексических тем. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.

Работа воспитателей и работа логопеда по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности. И основным отличием является то, что логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатель под руководством логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда (воспитатель проводит лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике).

Рекомендуется организовать в группе логопедический уголок. В этот уголке необходимо подобрать настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Так же логопед совместно с воспитателями оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайтаПродуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайта Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возрастаВзаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 31 января 2017 в 15:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД