Ольга Ваганова
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования работает по Федеральным государственным образовательным Стандартам. (слайд №1)
Новые стандарты образования предъявляют новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Так целевые ориентиры Программы предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Выпускник ДОУ должен быть:
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Любознательным и активным.
Эмоционально отзывчивым
Способным решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту
Способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающим элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Ребёнок должен овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности и средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
Овладеть необходимыми умениями и навыками. (слайд№2-3)
C другой стороны, значительно возросло и продолжает возрастать число детей с особенностями в развитии. Возвращаясь к стандартам мы знаем, что одной из задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от различных особенностей, в том числе, ограниченных возможностей здоровья. (слайд №4)
Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов (экологическая обстановка, хронические заболевания родителей, осложнения в протекании беременности и родов у матери и т. д.) и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, на формировании структур нервной системы, на его речевом развитии.
В большинстве случаев специалисты работают над решением проблем ребёнка отдельно, каждый в своём направлении. В нашем дошкольном учреждении используется комплексный подход в рамках службы психолого-логопедического сопровождения образовательного процесса. (слайд №5)
Цель работы службы.
Оказание комплексной психолого-логопедической помощи детям, в том числе детям с ОВЗ, в решении проблем эмоционально-личностного и познавательного развития.
Задачи.
1. Психолого-логопедическое обеспечение образовательных программ;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.
3. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
4. Помощь (содействие) всем участникам образовательного процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. (слайд №6)
В таблице представлены все участники взаимодействия Службы.
психолог
логопед
медики
педагоги
родители
педагоги школ
администрация
дети (слайд №7)
Одним из ведущих направлений деятельности нашего детского сада является работа с родителями. Служба психолого-логопедического сопровождения осуществляет это взаимодействие через различные активные формы. (слайд № 8)
Одним из важных направлений работы службы является диагностика. По результатам диагностик, проводимых в нашем ДОУ каждый год, психолог отмечает рост количества детей с недостаточным развитием познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, а логопед, детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени сложности. (слайд 9)
Проанализировав, результаты диагностики логопеда и психолога на консилиуме ДОУ мы выделили группу детей со сложной структурой дефекта, т. е. это те дети, которые имеют отставание в развитии психических процессов и речевые нарушения. (слайд №10)
Поэтому возникла необходимость в совместном тематическом планировании занятий логопеда и психолога, в правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. (слайд 11)
Объединяющим компонентом служит использование на каждом занятии единой лексической темы. Темы, по которым работаем мы, имеют широкий спектр лексико-грамматического материала внутри себя и максимально увязаны с календарными датами.
(слайд 12-17)
Примерное тематическое планирование на 1 квартал.
1. Осень. Овощи,фрукты.
2. Осень. Лесные, садовые ягоды.
3. Осень. Грибы.
4. Осень. Деревья, кустарники.
5. Осень. Лесные звери.
6. Осень. Перелётные птицы.
7. Осень. Насекомые.
8. Осень. Одежда, обувь.
9. Осень. Основные признаки осени.
Такое тесное сотрудничество логопеда и психолога обеспечило хорошую результативность, которую мы отслеживаем в конце учебного года. В перспективе мы планируем продолжить совместную деятельность, через новые формы работы с детьми, родителями, педагогами. (слайд №18).