Елена Мигунова
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Мигунова Е. В.
Учитель-логопед Красилова С. М.
Современный образовательный процесс не возможен без взаимодействия специалистов. Логоритмика – место взаимодействия учителя – логопеда и педагога-психолога.
Несколько лет совместно ведем занятия по логоритмике с детьми среднего возраста. Почему мы выбрали этот возраст и направление.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Ежегодно обследуя детей, отмечаем рост детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Так в конце первого года жизни активный словарь ребенка составляет от 4-5 до 30-40 слов, то после года он увеличивается до 100, к двум уже более 200 слов, а к трем 1200 – 1500 слов.
Речь начинает выступать в роли основного средства познания. Конечно, сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Произношение слов при правильном воспитании совершенствуется, и употребление слов, отличающихся от общепринятых исчезает по мере улучшения фонематического слуха. Совершенствуется звуковая сторона речи. Усваивается грамматический строй родного языка. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения. Происходит усвоение грамматической структуры предложения.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали разные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, наиболее близкая по задачам коррекционных технологий - это логопедическая ритмика.
Логоритмика – это методика обучения и лечения детей с различными аномалиями и нарушениями речи. Это своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Почему мы выбрали логоритмику? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия – опираются на связь слова, музыки, движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
На занятиях мы соблюдаем основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Задачи логоритмики:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие чувства ритма;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения согласовывать музыку с движением;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
- формирование речевого выдоха;
- формирование и закрепление правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
На логоритмических занятиях мы используем следующие игры:
- «Игры для начала и завершения занятий». Каждое занятие начинается с приветственных песенок. Совместное выполнение веселых движений создает положительный эмоциональный фон и объединяет группу.
- «Игры с подражательными движениями». Способствуют формированию у детей основных двигательных умений и навыков, навыков ориентировки в пространстве.
- «Пальчиковые игры». Способствуют развитию мелкой моторики, мышления, речи и воображения. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него повышается концентрация внимания и саморегуляция.
- «Игровой массаж». Обеспечивает сенсорное развитие, Выполнение движений во время игрового массажа развивает крупную и мелкую моторику, внимание и выдержку. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритм музыки.
- «Коммуникативные игры и сказки со специальным учебным заданием». Учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, развивают коммуникативные навыки, активизируют зрительное и слуховое внимание, развивают память. Способствуют развитию творческой стороны детей, активизируют воображение, развивают навыки общения и взаимодействия с другими людьми.
- «Дыхательная гимнастика» направлена на формирование речевого выдоха.
- «Артикуляционная гимнастика» направлена на формирование артикуляционного уклада звука.
- «Игры для завершения занятия». Проводится в виде песенок-прощаний в хороводе, направлены на общую релаксацию и формирования чувства завершенности занятия.
Так как все занятия проводятся в игровой форме, дети с удовольствием их посещают. К концу года дети различают звуки, подбирают слова на заданный звук, улучшается звукопроизношение, называют обобщающие понятия, выделяют лишний признак, хорошо ориентируются на собственном теле и в пространстве. Они становятся более открытыми и общительными.
Методическая разработка занятия :
Занятие № 1. (вводное)
1. Начало занятия
Цель: собрать внимание детей настроить их на занятие.
Хватит баловаться
Хватит баловаться –
Прозвенел звонок,
Хлопаем в ладоши,
Начался урок.
2. Дети в кругу, передают мяч, и называют свое имя.
Цель: познакомить детей.
3. Упражнение – Ветер дует нам в лицо.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Цель: развивать крупную моторику, соотносить свои движения с другими детьми, действовать по образцу.
Здравствуй лес, прекрасный лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою…
4. Упражнение «Я мячом круги катаю»
Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, для активизации речи, развитие межполушарных связей, мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса мышц.
Все садятся на стульчики, каждому ребенку дают мяч – ежик.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
5. Дыхательные упражнения «Ладошки вместе», «Надуй шарик», «Сдуй снежинку»
Цель: формирование кроткого и длительного речевого выдоха.
6. Артикуляционная гимнастика выполняется под музыку «Гномики»
Цель: максимально активизировать работу всех мышц артикуляционного аппарата.
«Лягушка», «Бегемотик», «Слоник», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Лошадка». «Часики», «Качели».
7. Упражнение: Звуки [А], [У], [И] (логоритмическая таблица).
Цель: знакомство со звуками.
8. Упражнение «Носики, вы не ленитесь» выполняется под музыку Е. Железновой.
Цель: развитие крупной моторики, координации движений.
Носики, вы не ленитесь!
Поднимитесь, опуститесь
В стороны – туда-сюда,
И по кругу раз и два.
Плечики вы не ленитесь,
Поднимитесь, опуститесь
В стороны – туда-сюда,
И по кругу раз и два.
Ручки, тоже не ленитесь,
Поднимитесь, опуститесь
В стороны – туда-сюда,
И по кругу раз и два.
Детки, тоже не ленитесь,
Поднимитесь, опуститесь
В стороны – туда-сюда,
И по кругу раз и два.
9. Итог занятия : ( исходное положение: сидя на коленях, голова опущена вниз)
Есть у нас игра такая
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье
И становится понятно
Расслабление приятно.
Мышцы не напряжены
И расслаблены.
Игра для завершения занятия
Мы отзанимались
Нам пора гулять
Надо на прощанье
Ручкой помахать.
Литература:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М., 2003.
2. Железнова Е. Музыка с мамой: физкультминутки. Методический комплект для детских клубов и центров игровой поддержки /Е. Железнова. – Учебно-методический центр «Музыка с мамой», 2012. – 73 с.
3. Касицына М. А., Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста /М. А. Касицына, И. Г. Бородина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 216с.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
5. Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3 – 5 лет /К. Н. Слюсарь. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2012. – 80с.
6. Ульева Е. А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. /Е. А. Ульева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 48 с.
7. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.