Галина Кушнир
Организация коррекционно — развивающей работы учителя-логопеда для детей с ЗПР (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-логопедической работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, пра-вильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса : логопеда, родителя и воспитателя. Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Диагностическое обследование в старшей группе проводится с 1 по 11 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые, микроподгрупповые и индивидуальные занятия начинаются с 14 сентября. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе. Индивидуальная и подгрупповая, микроподгрупповая логопедическая работа планируется с 08.00 до 12.15. или с 15.10. до 18.00. В каждом полугодии обучения выделяются лексические темы, связанные с ближай-шим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей. Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии. Основная задача индивидуальных занятий заключается в развитии и коррекции неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Публикация «Организация коррекционно — развивающей работы учителя-логопеда для детей с ЗПР (старшая группа)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
• Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Направления разви-тия Виды детской
деятельности Количество
НОД в неде-лю
Количество ин-дивидуальных, микропод- групповых за-нятий в неделю
(сеткой занятий не предусмотре-но) Формы образова-тельной деятельно-сти
Обязательная часть
Речевое развитие Развитие речево-го фонематиче-ского восприятия
25 мин.
(1 НОД)
Беседы, викторины, дидактиче-ские игры, рассматри-вание кар-тин, схем и иллюстра-ций
Подготовка к обучению грамо-те
30 мин.
2 занятия
Беседы, викторины, дидактиче-ские игры, рассматри-вание кар-тин, схем и иллюстра-ций
Формирование лексико-грамматического строя и связной речи 20 мин
2 занятия Беседы, викторины, дидактиче-ские игры, рассматри-вание кар-тин, схем и иллюстра-ций
Индивидуаль-
ные занятия 15-20 мин
3 занятия артикуля-ционные упражне-ния
самомассаж органов артикуляц аппараа
пальчико-вая гимна-стика
ВСЕГО
Направления работы :
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ЗПР, их родителям, педагогическим работникам.
Обучение на логопедических занятиях:
Обучение на занятиях — основная форма коррекционно- логопедической
работы с детьми, имеющее большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с ЗПР проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.
Специфика нарушения речи у детей с ЗПР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и микроподгрупповые.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществля-ется при максимальном использовании всех анализаторов.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первона-чальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
При проектировании индивидуальной программы учитывается ряд принципов :
• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с за-медленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
• принцип линейности и концентричности. При линейном построении про-граммы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характе-ром и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, заболеваемостью детей и характером посещаемости ДОУ.
Подгрупповые занятия (по развитию речевого фонематического восприятия).
Основными задачами программы являются:
• формирование способа вычленения звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове, умение называть выделенный звук;
• выделение отдельных звуков из слов; правильная и отчетливая артикуляция звуков;
• чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и соглас-ных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выды-хаемого воздуха, участие голоса;
• различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы],[у], [и]; [м], [м'], [н], [н'], [в], [в'], [к], [к'], [т], [т’], [д],[д’],[п], [п'], [б],[б’],[с],[с’], [з],[з’].
• условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; «глухой согласный звук»,«звонкий согласный звук»;
• ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;
• последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа по, ау, мак, осы по готовой условно-графической схеме звукового состава слова;
• ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, ы, И, и, М, м, Н, н. В, в, К, к, П, п, Б, б, Д, д, Т, т, С, с, З, з. ; соотнесение звука и буквы;
• формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений ; термины слово, предложение;
• уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.
К концу пребывания в первой подготовительной группе детей следует нау-чить :
• способу вычленения звука из слова и называнию выделенного звука;
• относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
• условному обозначению гласных и согласных звуков со-ответствующим цветом;
• узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.
Микроподгрупповые занятия (по подготовке к обучению грамоте).
Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР в подготовительной группе являются :
- дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; ; условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков;
- ознакомление с печатными, соотнесение звука и буквы;
- последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка)-, в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка
- создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; последовательное выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками;
- ударение; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов;
- практическое деление слов на слоги;
- предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотво-рения, рассказа, состоящего из трех-четырех предложений; понижение голоса, пауза в конце предложения, правильное и отчетливое произнесение целого предложения; условно-графическое обозначение предложения;
- вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение;
- уточнение и расширение словарного запаса детей, составление предложе-ний, в которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (например, много тетрадей, нет пуговиц, коробка конфет) и существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зерном, работать учителем).
Микроподгрупповые занятия (по формированию лексико- грамматического строя и связной речи).
Главными задачами в формировании грамматического строя речи у детей является :
- научиться изменению существительных по падежам;
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- изменение глагола по лицам, временам, родам;
-согласование притяжательных местоимений с существительными;
- согласование числительных существительными;
-словообразование существительных;
- образование глаголов с помощью приставок.