МААМ-картинки

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ

Елизавета Шолмова
Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, вырабатываются гигиенические навыки самообслуживания, приобретаются привычки, представления.

С каждым годом все больше детей поступает в детский сад с ослабленным здоровьем и врожденными патологиями. Социально неблагоприятная среда, в которой находятся будущие мамы (курение, алкоголь, роды в раннем возрасте, все это приводит к рождению физически ослабленных детей, что обусловливает отставание в физическом развитии.

Публикация «Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ» размещена в разделах

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приводит к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Для того чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации малыша к ДОО и обеспечить оптимальное ее течение, необходимо постепенный переход ребенка из семьи в детский сад, а также четкая и слаженная работа всех специалистов дошкольной организации.

Задачи, на решение которых направлена инновация:

- оценивать состояние здоровья детей;

- выявлять и повышать уровень взаимодействия разных структур ДОО, направленных на обеспечение здоровья воспитанников;

- разрабатывать психолого – педагогические рекомендации взаимодействия персонала ДОО с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

Результаты инновации:

- снижение заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих ДОО;

- повышение уровня оздоровительной работы;

- создание планов взаимодействия педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях;

- создание «пакета» интегрированных занятий со здоровьесберегающим сопровождением.

Содержание инновации.

Разработка инновации по теме «Взаимодействие персонала детского сада как фактор укрепления здоровья детей» педагогическим коллективом ДОУ № 17 обусловлена рядом факторов:

- за последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни;

- в детском саду на протяжении нескольких лет успешно реализуются разнообразные здоровьесберегающие технологии:

Логоритмика, музыкотерапия, сказкотерапия, стретчинг, релаксация, и другие.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с туберкулезной интоксикацией, проведением медикаментозного лечения с целью профилактики туберкулеза.

Приоритетом работы является сохранение и укрепление здоровья, повышение иммунитета и снижения риска заболеваемости туберкулезом.

Здоровьесберегающие технологии как раз и направляют работу дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель:

Создание системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду, которая обеспечит дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научит использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

Изучить литературу о новых здоровьесберегающих технологиях в образовании и воспитании детей, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного

• Создать условия для физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

• Усовершенствовать здоровье развивающую среду для развития физические качества, двигательной активности дошкольников.

• Заложить в сознание детей правильное понимание здорового образа жизни, заботе о своем здоровье и здоровье других, способствовать формированию у них навыков ЗОЖ

• Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, медицинского работника, старшего воспитателя, родителей)

Данные факторы послужили основанием для поиска системы обучения и воспитания, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности здоровья, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения, укрепления и формирования физического здоровья. Все это и привело к созданию системы здоровьесберегающего взаимодействия персонала сотрудникоа ДОО.

Много можно узнать, сидя за столом, но неизмеримо большего можно достичь, двигаясь, играя. В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Как построить коррекционную работу, для достижения высоких результатов? Учительлогопед работает над исправлением произношения у детей, воспитателю по физвоспитанию надо научить детей основным движениям, музыкальный руководитель развивает музыкальные и творческие способности детей. А что, если соединить эти задачи? С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда. Цель специалистов нашего детского сада - не только сохранить и укрепить здоровье детей, развивать их физические и умственные качества, но и сформировать основы здорового образа жизни, привить дошкольникам любовь к физкультуре и спорту, стремление к познанию.

Основные направления логопедической работы музыкальной в физической деятельности: развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, развитие общей и мелкой моторики: координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Мы обратились к двигательно-речевым играм.

Что такое речевая игра? Это стихи, в которых есть сюжет и действие. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста. Речевые игры на музыкальном занятии позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Таким образом, поставленные нами задачи направлены на:

1. Формирование физических качеств детей.

2. Становление координации общей моторики.

3. Умение согласовывать слово и жест.

4. Коррекция звукопроизношения.

5. Развитие музыкальных способностей.

Работая по данной схеме, мы уже можем сделать некоторые выводы. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя по физической культуре и музыкального руководителя способствует эффективности и прочному закреплению результатов оздоровительной работы в нашем детском саду.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателя по физической культуре и музыкального руководителя с диагнозами детей (их речевой характеристикой, психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

При планировании оздоровительной работы учитывается тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагоги управляют когнитивным и речевым развитием детей

Всестороннее изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной темы. Разработка плана работы взаимосвязи со специалистами со здоровьесберегающим сопровождением помогает педагогам направленно спланировать здоровьесберегающую деятельность, соответствующую поставленным задачам.

В специальной коррекционной работе в процессе физического и музыкального воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Музыкальная деятельность в нашем детском саду направлена и ориентирована на формирование чувства ответственности за укрепление своего здоровья.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию и физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует и развитию речи, и развитию физических качеств, и музыкальных способностей. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, песен, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи и песни вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Совместная работа музыкального руководителя, логопеда, воспитателя по физической культуре регулярно ведется при подготовке каждого утренника, который проводится в нашем детском саду. Это разучивание танцевальных движений, при постановке танца, разучивание и подготовка ролей в театрализованных постановках.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре способствует гармоничному всестороннему развитию ребенка.

Считаем, что у нас в ДОУ созданы все благоприятные условия для физического развития детей, укрепления здоровья и совершенствования двигательных умений и навыков. Взаимосвязь со специалистами прослеживается и в годовом плане. Идет активизация словаря через игру, игровые задания, игровые действия, игровой сюжет и т. д.

В заключение хочется отметить тот факт, что предложенная система здоровьесберегающего взаимодействия позволяет сдерживать рост заболеваемости детей, повышать эффективность воспитательно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы в разных возрастных группах и творческую активность педагогов.

Публикации по теме:

Пути взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в целях создания единого коррекционно-образовательного пространства Здравствуйте, уважаемые родители! Зовут меня Мария Михайловна, работаю я в должности учителя – логопеда. Логопедическая работа входит в.

Физкультурные занятия как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОО Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. В дошкольных учреждениях физические занятия с детьми.

Досуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителямиДосуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Направления взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами и родителями С логопедом: - Помогать воспитанникам овладевать необходимыми навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях;.

План взаимодействия воспитателя со специалистами ДОУ Месяц Дата проведения Содержание работы Ответственный за выполнение Выполнение работы Сентябрь 15-30 сентября Мониторинг Воспитатель Инструктор.

Родительский клуб — форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего.

Социальный проект «Руками мамочки моей» как одна из форм взаимодействия с родителями Социальный проект «Руками мамочки моей» как одна из форм взаимодействия с родителями Подготовила Воспитатель высшей квалификационной категории.

Спортивное развлечение, как одна из форм взаимодействия с родителями для закрепления знаний о правах ребенка. текст для выступления. В начале учебного года, мною было проведено анкетирование с родителями воспитанников ДОУ. Целью анкетирования было:.

Тематические родительские собрания с использованием ИК как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников Тематические родительские собрания с использованием ИК, как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников. За прошедшие.

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Схема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя детского сада» Цель: выстраивание единой последовательной системы взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи: 1. Определение взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Опубликовано: 9 августа 2016 в 15:15
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Шолмова (УИ 667716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД