Дулмажаб Содномова
Индивидуальная работа с детьми логопедической группы подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа с детьми подготовительного возраста логопедической группы (из опыта работы,
учитель-логопед Содномова Д. Х.
Всем известно, что проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов.
Публикация «Индивидуальная работа с детьми логопедической группы подготовительного возраста» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формированию равных стартовых возможностей дошкольников для успешной социальной и школьной адаптации.
Программа по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, разработана на основе Программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
На протяжении периода от 4 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Другими словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на
основе формируется чувство языка или языковое чутье, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 30-40 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
В тоже время речь детей может отличаться недостатками звукопроизношения:
• недостаточным развитием движений органов
артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
• недостаточная сформированность речевого, или фонематического,
слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития
фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата.
Одним детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука.
Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка (неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков).
В моей практике встречаются типичные несовершенства звукопроизношения у детей:
• согласные звуки произносятся смягченно;
• не произносятся шипящие фонемы (ш, (ж, (ч, (щ) или заменяются обычно свистящими;
• не произносится звук р или заменяется другими звуками (л, (л)’, (в, (й);
• звук (л) не произносится или чаще всего
смягчается;
• могут отсутствовать или заменяться звуки (г, (к, (х).
Считаю, для эффективности коррекционной работы чрезвычайно важна роль регулярных, систематических занятий.
На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и
умений:
• умения слушать и выполнять требования взрослого;
• подчинять свои действия заданным правилам;
• действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или
наглядным образцом.
Все это – важные предпосылки будущей деятельности:
1. самостоятельно учиться;
2. приобретать знания;
3. учатся контролировать свои действия в соответствии с образцом;
4. приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы;
5. самостоятельно исправлять допущенные ошибки;
6. формируется чувство ответственности.
Коррекционная работа включает логопедические занятия, обеспечивающие индивидуальный подход к нарушениям речи детей.
Работа учителя-логопеда направлена на реализацию:
- обеспечение благоприятных условий для социальной адаптации детей через коррекцию звукопроизношения;
- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды
деятельности:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие фонематического слуха;
- развитие и коррекция произносительной стороны речи;
- развитие слоговой структуры слова;
Результатом работы по программе включают в себя:
• умение детей чисто и правильно произносить все звуки русского языка;
• дифференцировать на слух оппозиционные звуки;
• употреблять эти умения в повседневной речи.
Предлагаемая организация процесса коррекции звукопроизношения является эффективной, оптимальной, так как она способствует исправлению нарушенного звукопроизношения, а также развитию у детей коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде, с новыми детьми, позволяет устранить такие нарушения в психике, которые часто сопутствуют речевым нарушениям.
Таким образом, сохраняется здоровье детей, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка и оптимальная подготовка детей к школьному обучению.
-Как определяем? Результативностью усвоения программы:
• Педагогическое наблюдение.
• Мониторинг.
• Контрольные задания и тесты.
• Педагогический анализ.
(Пример индивидуальной работы с ребенком подготовительного возраста)
Артикуляционная гимнастика.
Повторение всех упражнений. Звуки (В-Вь)
1. Слоговые дорожки :
- Сейчас, мы будем проговаривать слоговые дорожки :
ВА-ВО-ВУ-ВЫ
ТВА-ТВО-ТВУ-ТВЫ
КВА-КВО-КВУ-КВЫ
2. Фонематический слух:
- Я буду говорить слова, а вы когда услышишь в словах звук «В», будешь поднимать правую руку.
Ваза, молоток, сова, вагон, муха, ива, стул, вата, ванна, собака.
3. Слова:
- Ваня, Вова, Вася
- А какой первый звук в именах?
Ваня, Вова, Вася.
(- Звук «В» - он согласный, твердый, звонкий.)
- А в имени Вика, какой звук «ВЬ»?
(Звук «ВЬ» - согласный, мягкий, звонкий.)
4. Игра «Четвертый лишний!»
Волк, ворона, воробей, лиса.
Снег, ведро, веник, венок.
Велосипед, аквариум, стол, валенки
5. Игра: «Придумай слово на заданный звук!» Берем слова на звуки (В-ВЬ)
Подведение итогов.