Татьяна Золотухина
Информация для родителей «Мгновения музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ ОТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Мгновения музыки.
Музыка – особый мир. Ее возможности колоссальны. В ней человеческие души говорят на языке эмоций. Но важно, чтобы эти эмоции были развиты.
По мнению ученых, дошкольный возраст - самый плодотворный период для активного осмысления окружающего, фундамент для развития фантазии и решения познавательных и эстетических задач.
Публикация «Информация для родителей „Мгновения музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Как развить детскую фантазию? Для этого разумно использовать игры, игровые приемы. Научите детей слышать и перечислять услышанные звуки, например, на улице: разговоры, звук проезжающей машины, сирена пожарной, скорой машин, лай собаки, птичьи трели, скрип снега, звук дождя и др. От уличных звуков можно перейти к домашним. Это интересно!
Можно слушать и тишину, она не бывает абсолютной. Представьте, все замолкают и слушают тишину по команде, например, после нескольких ваших хлопков в ладоши или щелчка пальцами. Далее необходимо рассказать, кто что услышал, кто более внимателен. Потом можно пофантазировать и представить себе, что же услышит, например. шкаф, или любой другой предмет окружения, который внезапно получил человеческую возможность слышать.
В книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» автор раскрывает возможности развития детской фантазии. Одну из них можно назвать «фантазии на заданную тему». Для этого предлагаются два существительных из самых разных не связанных между собой областей, например: игла и дуршлаг, луна и башмак и т. д. Сказки о взаимодействии и приключениях таких предметов могут стать своеобразной школой фантазии. А внимательному взрослому эти россказни помогут лучше узнать своих малышей.
Итак, в игре с тишиной главное - помочь ребенку услышать разницу в звуках: глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Барабан может бить и громко, но все равно это будет глухим звуком. А колокольчик может звонить тихим, но звонким звуком. Теперь дети могут называть качества звуков в доме и в городе, в саду и в лесу.
Для большей заинтересованности в игре рекомендую сделать музыкальные «инструменты» из подручных материалов. Разнообразные коробочки отлично сойдут за «барабаны» или «маракасы», если туда поместить гopox. Взять еще несколько металлических коробочек с горохом (совсем другой звук) и для разнообразия детские музыкальные инструменты - оркестр готов. Играем, потряхивая или постукивая по коробочкам. Можно выбрать и дирижера. Кто-нибудь при этом может петь, получится своеобразный аккомпанемент к песне.
Важно всё время усложнять игру. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки или оживить детские рисунки. Добавим сюда и игру «по ролям» - получится театрализация. Можно отлично изобразить грозу с раскатами «грома» (помигать настольной лампой, имитируя вспышки молнии). Можно изобразить море, порывы ветра в лесу и другие явления природы.
Для развития чувства ритма предлагаю следующие вариации игр. Играющие садятся в круг. По команде ведущего игроки повторяют его движения: два хлопка в ладоши и два шлепка по коленям: «хлоп-хлоп», «шлеп-шлеп», добавить два «топа» каждой ногой: «топ-топ». Итак: «хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, топ-топ». Остальное зависит от фантазии взрослого, внимания детей и их координации. Можно по-разному хлопать и шлепать, изменять их количество, присоединить самодельные музыкальные игрушки и инструменты, но необходимо отметить, что это получилась своеобразная «музыка».
Как вы думаете, почему педагоги отдают предпочтение классической музыке, а не року, джазу, эстраде?
Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «легкая» музыка. Они слышат ее везде: дома, по телевизору, в парке, даже в транспорте. За внешней простотой, привлекательностью многих современных шлягеров стоит и простота восприятия. Дело в том, что все это не должно быть единственным, что слышит ваш ребенок. Вообразите, что мы учимся постигать красоту мира только по обоям, конфетным упаковкам и интерьеру комнат, машин и т. д. Конечно, без всего этого нельзя, но будь у нас только это, человечество пострадало бы и духовно обеднело.
Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека. Нужно развивать эмоции, вкус.
Так какую музыку стоит слушать с детьми?
Это произведения, чья образность поможет детям понять замысел автора: фрагменты из опер-сказок Н. Римского - Корсакова и балетов-сказок П. Чайковского, произведения, написанные для детей С. Прокофьевым, и «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Таким образом, выстраивается целая система по знакомству детей с классической музыкой. Результатом ее будет интерес детей к музыке, желание ее слушать и рисовать под нее.
Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие.
А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать? Прекрасную симфоническую сказку «Петя и Волк», написанную С. С. Прокофьевым для ознакомления с инструментами симфонического оркестра, можно разыграть по ролям. Роли Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников можно исполнить в виде пантомимы. Например: «заговорила» Птичка - помашем «крылышками», появляется строгий Дедушка – выполняем движения, имитирующие походку. Вот мальчик Петя - удары барабанных палочек о барабан. Закрякала Утка - руки к плечам - получились короткие «крылья»; мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья,- это палят в сказке Храбрые Охотники.
Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движение.
Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!
Уважаемые взрослые, любите своих детей, а мы всегда рады сотрудничеству с Вами!