Информационная карта актуального педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф. И. О. автора:.
2. Город (район) :.
3. Образовательное учреждение:.
4. Занимаемая должность: воспитатель
5. Тема педагогического опыта : «Развитие исследовательских навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проектного метода»
6. Уровень опыта по степени новизны : в сочетании обучающих, игровых практических форм работы.
Теоретической основой для построения работы выступает программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой
Публикация «Информационная карта актуального педагогического опыта» размещена в разделах
Практико-методологическая сторона опыта основывается на содержании основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой; материалы по исследованию проектного метода Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой; труды А. И. Савенкова.
Новизна опыта заключается в формировании устойчивого интереса у детей посредством включения проектного метода в структуру исследовательской деятельности.
7. Цель педагогического опыта :
Основная цель: развитие исследовательских умений и навыков у дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.
Основные задачи:
• Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним;
• Развивать у детей собственный познавательный опыт и умение отображать знания в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма);
• Развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
• Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• Формировать и развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
8. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов) :
Основным направлением работы над опытом стал системный подход в развитии исследовательских умений и навыков у дошкольников:
- создание предметно – развивающей среды в группе и на территории ДОУ;
- обеспечение взаимодействия с детьми, педагогами, родителями воспитанников.
Диапазон опыта рассчитан на проектно-исследовательскую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в течении двух лет
Основные компоненты системы работы:
• Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:
Формы:
• Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;
• Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;
• Коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей;
• Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска;
• Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей.
Методы:
• Проблемный метод – решение поставленной задачи, создание продукта деятельности;
• Практический метод – проектно–исследовательская продуктивная деятельность (статья в экологической газете; бюллетень «Зелёный доктор»; выпуск книжек-малышек; оформление альбома «Золотые рецепты»);
• Наглядный метод – использование карточек с методами исследования, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов;
• Словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания;
• Игровой метод – где исследовательское поведение целенаправленно реализуется через игру (сюжетно-ролевая игра «Учёные»);
• Метод проектов – направлен на решение практической задачи;
• Методы исследования – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск:
• - «подумать самостоятельно»;
• - «спросить у другого человека»;
• - «посмотреть в книгах»;
• - «посмотреть по телевизору»;
• - «понаблюдать»;
• - «провести эксперимент»;
• - «получить информацию с помощью компьютера»;
• - «связаться со - специалистом».
Стиль педагогической деятельности : диалог педагога и ребенка, культурное воздействие.
Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: демократический стиль общения педагога с детьми, основанный на личностно – ориентированном взаимодействии друг с другом, а также включение в обучающий процесс игровых методов и приемов, сюрпризных моментов, поощрения, положительная оценка деятельности. Совместное выполнение практических действий, самоконтроль на основе игр, бесед, упражнений.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
Опыт реализуется в условиях детского сада, в котором создана необходимая материально-техническая база: подобран перечень дидактических картинок и иллюстраций, перечень детской художественной литературы, изготовлены дидактические настольные игры, организация творческой и исследовательской деятельности развивающей направленности.
Необходимые запреты и ограничения (чего ни в коем случае нельзя делать) :
Запретов и ограничений для детей нет.
Результативность:
Показателем результативности опыта является повторная диагностика уровней познавательных способностей, творческого воображения и творческого мышления, коммуникативных навыков детей и развитие способностей к исследовательской деятельности.
В результате проектной деятельности дети научились самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определённый продукт, делать ему презентацию, смело высказывать свои суждения о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.
Преимущества этого опыта : системный подход, творческое взаимодействие с детьми и родителями воспитанников, активное взаимодействие с социальными и культурными институтами детства.
9. Кто и когда изучал. Опыт был представлен на уровне детского сада № 66 города Белгорода: Протокол педагогического совета от 26.08.2010 № 5
10. Экспертное заключение. Обобщить опыт.
11. Последователи. нет
12. Эффективность опыта. Материалы опыта направлены на интегративный подход к обучению и развитию детей в группах компенсирующей направленности.
13. Выводы, рекомендации: рекомендовать предлагаемый опыт для изучения педагогами дополнительного образования, воспитателями города Белгорода.
•