Папки-передвижки

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Ольга Хваткова
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 7» Дошкольное отделение 1.

Информационно-коммуникационная технология.

(Комарова Т. С., Комарова И. И.)

Подготовила: Хваткова О. В.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Цель: повышение качества воспитательно -образовательного пространства через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании :

- модернизация учебно-воспитательного процесса, (за счёт интернет –

ресурсов, аудиосистем);

- повышение уровня познавательной активности воспитанников;

- расширение возможностей взаимодействия с семьёй;

- обеспечение качественной методической подготовки к образовательно –

воспитательному процессу;

- повышение уровня самообразования.

Использование компьютерных технологий помогает :

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Использование ИКТ практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации);

- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;

- создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

- подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;

- использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных.

Использование ИКТ на занятиях помогает детям

- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

- овладеть практическими способами работы с информацией,

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на занятиях усиливает:

- положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Материально-техническое обеспечение :

- компьютер и интернет,

- проектор,

- видеокамера и фотоаппарат,

- мультимедиа и интерактивный стол.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети интернет, повышается их социальный статус.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения ИКТ повысился:

- уровень познавательной активности воспитанников,

- уровень самореализации воспитанников и педагогов,

- образовательный уровень педагога.

Сформированы:

- коммуникативные навыки и партнёрские взаимодействия,

- умения владеть информационно-коммуникативными ресурсами.

Развиты:

- способности креативного и логического мышления.

Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

В результате проведённого на заключительном этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в познавательной активности воспитанников посредством информационно-коммуникационных технологий и снижения процента детей, имеющие затруднения.

Литература:

1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание, 2000 - № 11 – С. 34.

3. Комарова И. И., Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». 2011г.

Результаты мониторинговых исследований

при использовании ИКТ технологии.

№п/п Ф. И.

воспитанника Усвоение программы Познавательная активность Коммуникативная активность Умение пользоваться оборудованием

н. г. к. г н. г. к. г н. г. к. г н. г. к. г

1 н н н н н н н с

2 н с с с н с с с

3 в в с в с в с в

4 с с с в с в с с

5 с в с в с с с в

6 с с с с с с с с

7 н с с в с с н с

8 с в с в с в с в

9 с в в в с в с в

10 с в с в с в с в

11 с в с в с в с в

12 в в в в с в с в

13 н с с с н с н с

14 с в в в в в в в

15 н с н с н с н с

16 с в с с с с с в

17 н с н с с с с в

18 н с н с н с с в

19 с в с с с с с в

20 н с н с н н н с

21 с в с в с с с в

22 н с н с н с н с

23 с с н с н с с с

24 с с с в н с с в

25 с с с в с с с в

н-9 н- 1 н- 6 н- 1 н- 9 н- 2 н- 6 н- 0

с-14 с-13 с-16 с-11 с-15 с-15 с-18 с-10

в- 2 в- 11 в-3 в-13 в-1 в-8 в-1 в-15

Итоговые показатели использования

ИКТ технологии

На начало

использования

технологии На текущий

момент использования

технологии

н. у. 30% н. у. 4%

с. у. 63% с. у. 49%

в. у. 7% в. у. 47%

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

(Консультация для родителей)

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения внедрены информационные технологии. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникает способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления, которые ведут к повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о «засиживании» за компьютером не актуален.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 11:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД