МААМ-картинки

Информационно Педагогический Модуль (ИПМ) Тема: «Развитие диалогической речи старших дошкольников через реплицирование»

наталья сохина
Информационно Педагогический Модуль (ИПМ) Тема: «Развитие диалогической речи старших дошкольников через реплицирование»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Тема : ««Развитие диалогической речи старших дошкольников через реплицирование»

Адрес опыта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Автор опыта: воспитатель 1кв. категории Сохина Н. В.

Публикация «Информационно Педагогический Модуль (ИПМ) Тема: „Развитие диалогической речи старших дошкольников через реплицирование“» размещена в разделах

Краткая характеристика достоинств опыта: Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка (в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них, дети способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом.

Область знаний, к которой относится опыт: методика преподавания «Развития речи».

2. Обоснование противоречий, на основании которых построен опыт: несмотря на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области педагоги и психологии, методы и приемы развития диалогической речи недостаточно разработаны.

Для себя определила пути решения проблемы: Повышение собственного культурного уровня путём самообразования; изучение методических рекомендаций, передового педагогического опыта по данной проблеме; взаимодействие с родителями в решении данной проблемы.

3. Актуальность, значимость опыта, новизна.

Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями. Для того чтобы перечисленные умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе возникнут сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом и развитием связной речи детей, он сможет вывести их на уровень свободного общения в диалоге. Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. Нашими педагогами был разработан и внедрен языковый материал по обучению речевому этикету, осваивая который дошкольники научились использовать его в зависимости от ситуации общения, что способствовало обогащению их речи сложными предложениями, развитию навыков общения со взрослыми и детьми. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы. Поэтому я заинтересовалась этой проблемой.

В соответствии с ФГТ мой ИПМ опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

4. Теоретическое обоснование опыта. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги : А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А., Рычаговой Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия. Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е. И. Тихеевой и Е. А. Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е. А. Флериной. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог — не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение. Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Для диалога характерны : разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. А также использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, использование жестов, мимики, поз.

5. Рассмотрение сущности опыта (ведущие цели, направления, подходы, принципы). Методология опыта. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

Представьте, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что и как говорить, умеет подобрать синонимы, построить предложение, текст. Но упорно молчит, не вступает в диалог. Что делать в такой ситуации? Необходимо вспомнить о мотивах, о потребности ребенка говорить. К сожалению, мы не поддерживаем и не развиваем эту потребность. Придерживаясь тематических планов, не учитываем потребности детей в диалоге.

Мы забываем, что диалогу тоже учат, не ожидая, когда ребенок будет сам готов к нему. Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются: 1) приемами подготовленной беседы (разговора, 2) приемами театрализации (имитации и пересказа). Развитие диалогической речи я взяла через элементы театрализованной деятельности. Среди многообразия форм и методов формирования диалогической речи (беседы, игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т. д.) я выделила в отдельную группу использование реплицирования, мотивируя действенность этого средства следующими факторами:

• Речевые клише облегчают ведение диалога. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

• В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

• Умение задавать вопросы в определенной логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся высказывать свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника.

• Формируют умение выстроить коммуникативное взаимодействие с собеседником, развивают активную диалогическую позицию;

Развивают волевое умение выслушать собеседника;

• Расширяют словарный запас детей оригинальными вариантами глагольных форм и наречий;

Развивают произвольную память и внимание;

• Являются хорошим материалом для инсценировок и театральных постановок.

Учитывая огромное влияние театрализованной деятельности детей на развитие речи, реплицрование также являются хорошим материалом для инсценировок как кукольных, так и ролевых театральных постановок. В старшем дошкольном возрасте реплицирование становится не только шаблонными вопросами и ответами, но и ярко эмоционально окрашенным, с использованием мимики, жестов и интонационной выразительностью выступлением перед зрителями.

Большая работа по развитию коммуникативной функции речи проводилась в сюжетно ролевой игре «Мы журналисты», в ходе которой дети научились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в занятии по развитию речи в подготовительной группе «Репортаж с места события» .

Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями.

Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством.

В занятии используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу». Полезно на занятиях использовать диалогические стишки, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнером. Узнать, какие реплики дети используют чаще, а также их речевая реакция в беседе предлагалась игра «Разговор по телефону». Реплики – стимулы говорил взрослый, а реплики – реакции – ребенок. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в беседе с детьми инициатором всегда выступает взрослый; ребенок пассивно исполняет роль «ответчика» на речевые стимулы взрослого, поэтому диалоги принимают вид беседы или расспроса с односторонней инициативой со стороны взрослого. Структура макродиалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики – реакции детей в диалоге краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник. В беседу с взрослым дети вступают охотно, но после 2-3 вопросов теряют интерес к беседе, отвлекаются.

Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь их становится более богатой и в эмоциональном отношении -— она звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

Технология опыта. Большое значение для успешного развития диалогической речи через реплицирование имеет :

1. Создание развивающей среды, при организации которой я опираюсь на принцип дистанции и сближения позиций в общении с детьми; принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества; принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

2. Составление плана работы по обучению речевому этикету который включат в себя следующие разделы: художественно-речевая деятельность, театральная игра, беседа с использованием инновационных подходов при работе с картиной.

На первом этапе провели родительское собрание, на котором разработали план совместной деятельности. Большое внимание уделили созданию условий.

Вместе с родителями была собрана библиотека детских книг, для родителей мной была собрана информация по речевому этикету дома, в семье. Мною были подобраны картинки с сюжетом, иллюстрации к произведениям детской литературы; оформлены карточки с потешками, загадками, небольшими стишками, песенками, скороговорками, чистоговорками. Родители на данном этапе работы были первыми помощниками. Занятия по развитию речи провожу со всеми детьми 1 раз в неделю.

Очень любят дети словесные игры, которые направлены на развитие связной речи, умения придумывать диалоги, развитию воображения, фантазии, выразительности. Всё это способствует привитию любви к родному русскому языку.

Большую помощь в развитии выразительной и диалогической речи оказывают пальчиковые игры, логоритмические упражнения. Известно, ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, развивается интонация, выразительность голоса, а так же мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М. М. Кольцов пишет: “Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией”. Поэтому занятия, репетиции полезно начинать с разминки пальцев, языка, ритмических упражнений.

С возрастом круг произведений расширялся. Дети уже знакомились с сюжетом русских народных сказок и сказками А. С. Пушкина. Сказки захватывают ребёнка своим содержанием, возбуждают его воображение, фантазию. Ребёнок радуется благополучному концу, победе справедливого, честно героя, награде за стойкость, за трудолюбие. Сказка знакомит ребёнка с яркой выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, сказочные обороты, а затем переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили.

И, конечно, детей надо хвалить. Похвала – лучший способ для дальнейшей работы. Нельзя во время репетиций перегружать детей, иначе пропадёт интерес. Нужно давать возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заметить друг друга.

7. Результативность опыта

Годы

Уровни развития реплицирования (в %)

2011 - 2012

Низкий

Средний

Высокий

14%(3ч)

43%(10ч)

43%(10ч)

Опыт приемлем для творчески работающего воспитателя, стремящегося, чтобы каждый ребёнок был личностью. Личностью творческой. Динамика видна. Но трое детей остались на низком уровне. Причина: проблемы в произношении многих звуков. Необходима работа специалиста – логопеда. Также были выявлены существенные изменения в показателях развития диалогических навыков на других уровнях. Дети стали быстрее реагировать на реплики собеседника. Стало увеличение количества реплик – стимулов. Ответы детей свидетельствуют, что из всего многообразия реплик наиболее часто повторяются следующие их виды: сообщение, согласие (несогласие, совет, вопрос, просьба, предложение.

8. Адресная направленность. Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, как разных возрастных периодов (четырёх, пяти лет, так и с разным развитием речевых навыков.

9. Трудоёмкость опыта. Диалогическая речь имеет свою специфику (особенность, структуру, виды, типы, формы, отличающуюся от других видов связной речи, к сожалению, в современной литературе недостаточно исследованы; не описаны уровни и динамика становления диалогической речи у детей дошкольного возраста.

10. Опыт обсуждался на совещании при заведующем ДОУ.

Публикации по теме:

Давайте познакомимся…Давайте познакомимся… Здравствуйте уважаемые коллеги!Свою первую запись в блоге хочу начать с презентации своей любимой группы раннего развития "Солнышко".В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно Педагогический Модуль (ИПМ) Тема: «Развитие диалогической речи старших дошкольников через реплицирование»
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 19:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно Педагогический Модуль (ИПМ) Тема: «Развитие диалогической речи старших дошкольников через реплицирование»» (включая файлы) размещена пользователем наталья сохина (УИ 10235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД