Марина Абдулова
Информационно-педагогический проект для детей 3–4-летнего возраста «Любимые игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-педагогический проект для детей 3–4-летнего возраста
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - так говорил великий отечественный педагог
В. А. Сухомлинский.
Аннотация:
Изменения, происходящие в социально – экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон РФ «Об образовании» определил новый статус дошкольного учреждения как образовательного.
Публикация «Информационно-педагогический проект для детей 3–4-летнего возраста „Любимые игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Проекты
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса.
Анализ исследований Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, С. Л. Новоселовой, Е. А. Флериной показал, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушки – небалушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать коммуникативному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.
В возрасте 3 лет дети только приходят в детский сад. Многие из них неохотно включаются в совместную деятельность. У ребенка организм приспособляется к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружение. Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения и не заменимый спутник игровой деятельности в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Именно игрушка может помочь ребёнку сделать шаг навстречу сверстнику и приобрести первый опыт общения в детском коллективе, следовательно, развивать у детей коммуникативные способности.
Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Игрушки создают в ребенке эмоциональный фон, заинтересованность в игре, они незаменимые «спутники» в игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста, именно они облегчают период адаптации и подталкивают ребенка к общению со сверстниками в детском коллективе.
Проблематизация:
Проанализировав результаты диагностики, а так же результаты адаптационного периода детей, была выявлена проблема: недостаточный уровень развития способности детей взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности.
Основополагающий вопрос:
Каково значение игрушки в жизни ребенка?
Проблемные вопросы:
- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?
- Чем должна быть игрушка для ребенка?
- Как выбрать то, что нужно ребенку?
- Игрушка полезная и вредная?
Гипотеза:
Если организовать целенаправленную работу по развитию игровых навыков детей младшего дошкольного возраста в тесном взаимодействии с педагогами и родителями, с использованием разнообразных игрушек в различных видах детской деятельности, то это будет способствовать:
У детей :
- Проявлению интереса к игровой деятельности;
- Повышение уровня коммуникативных способностей в общении со сверстниками и взрослыми;
- Овладению знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- Проявлению доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
- Возрастанию речевой активности детей в разных видах деятельности.
У родителей:
- Обогащению родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- Повышению компетентности родителей при выборе игрушек.
Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс, но вместе с тем возникло противоречие между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии игрушки на развитие игровой деятельности ребенка в детском саду и дома, и отсутствием системы работы с ней.
Это противоречие делает сегодня актуальной проблему планирования игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Объект: Игрушка и игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: Система работы с детьми младшего дошкольного возраста, на развитие игровых навыков и навыков коммуникативного общения.
Участники проекта :
- дети младшего дошкольного возраста;
- родители;
- воспитатели.
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : информационно-педагогический.
Цель:
Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог – дети – родители.
Задачи для детей :
• Развивать игровые, познавательные, речевые, музыкально – сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
• Овладевать образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой;
• Развивать способность различать знакомые игрушки по описанию, на ощупь, запоминать их названия, закреплять способы игры с ними;
• Формировать у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Задачи для родителей:
• Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
• Создавать условия для самостоятельных импровизаций с игрушкой;
• Способствовать общему развитию ребенка средствами игровой деятельности.
Задачи для педагога:
• развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемый результат:
Дети:
• Повысится уровень коммуникативных способностей в общении со сверстниками и взрослыми.
• Возрастет речевая активность детей в разных видах деятельности.
• Повысится уровень развития нравственных качеств детей : доброты, бережного отношения к игрушкам.
Родители:
• Обогатятся опытом, овладеют приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
• Повысится компетентность родителей в выборе игрушки и организации детской игровой деятельности с игрушками.
Ценность:
Благодаря проекту формируется познавательная активность детей, повышается уровень коммуникативных особенностей в общении детей младшего дошкольного возраста.
Планирование:
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :
1 этап: Начальный
I. Подготовительный этап:
• определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями, для самообразования;
• разработать модель взаимодействия всех участников проекта;
• определение прогнозируемого результата;
• обсуждают проект с родителями;
• выяснение возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
• определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта :
1. Содержание деятельности родителей:
• Подбор игрушек для тематических выставок в детском саду;
• Помощь в оформлении выставки в группе на тему «Моя любимая игрушка»;
• Выставка материалов «Как я играю дома»;
• 2. Содержание деятельности педагога по реализация проекта :
• Проведение родительского собрания в форме игрового практикума на тему: «Язык детской игры»;
• Анкетирование родителей по данной теме;
• Разъяснительная работа по участию в социальной акции «Подари игрушку детям».
• Досуговое мероприятие «День рождение Мишутки».
• Коллективная аппликация «Моя любимая игрушка».
III. Заключительный этап проекта.
Результат работы по проекту :
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития игровой деятельности;
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, 76% детей проявляют интерес и желание к игровой совместной деятельности;
- Активно изучают возможности игрушек :
- Возросла речевая активность детей;
- Повысился уровень коммуникативных способностей в общении со сверстниками и взрослыми.
- У детей пробудились такие нравственные качества как: доброта, сочувствие, бережное отношение к игрушке;
2. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта;
- 86% родителей изготовили и принесли игрушки самоделки для групповой выставки «Игрушки своими руками»;
- Родители активно участвовали в создании выставки «Моя любимая игрушка», в подборке материала «Играем дома»;
Проектная часть :
1. Разработать перспективу проекта «Учимся играть в сюжетно-ролевые игры» во 2 младшей группе;
2. Пополнить игровой уголок группы игрушками заменителями, для самостоятельной игровой деятельности детей;
3. Подбор новых иллюстраций, игрушек.
IV этап – презентация и защита проекта :
• Досуговое мероприятие «День рождение Мишутки»;
• Коллективная аппликация «Моя любимая игрушка».