Получи документы

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» (4 фото)

Елена Кашина
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»

Проект «Финансовая грамотность»

Воспитатель: Калашникова Е. А.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Актуальность и социальная значимость:

Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников „Финансовая грамотность“» размещена в разделах

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач:

формирование первичных экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления дошкольников;

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Этапы работы над проектом:

1 этап – Организационный:

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательного квеста «Что? Где? Почему?».

Управление и обеспечение проекта:

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий. Занятия проводятся фронтально, один раз в неделю. Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д.

Занятия включают в себя:

Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

Решение проблемных ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

Решение арифметических задач, кроссвордов.

Чтение художественной литературы.

Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

• анализ, классификация предметов;

• обобщение по заданному признаку;

• сравнение и выделение главного;

• простые умозаключения;

• действия по предложенной схеме-алгоритму.

Игровые упражнения для развития математических способностей:

• овладение счетными операциями;

• формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

• сравнение количества предметов;

• освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

• решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наиболее важный эффект, ожидаемый от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список литературы:

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

10. Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности. 2020. МКУ Методический Центр образовательных организаций Дебесского района.

11. Картотека конспектов организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности 5-7 лет. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» г. Мегион, 2018 г.

Планирование.

Март

1неделя

Ознакомительное занятие «Деньги и их значение»

Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности дошкольников.

Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 10.

2 неделя

Деловая игра «Жизнь и финансы»

Цель: формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических головоломок и создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 13.

3 неделя

Занятие «Буратино и его монетки»

Цель: Содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста.

Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 15.

4 неделя

Занятие «Кошелек и его друзья»

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 20.

Апрель

1 неделя

Практическая работа «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

Картотека конспектов организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

2 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Строительная компания»

Цель: создание условий для формирования представлений о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях и результатах труда.

3 неделя

Командная игра «Рекламный бизнес»

Цель: формировать у детей представление о рекламе.

Картотека конспектов организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: создание условий для формирования представлений о деятельности супермаркета, о трудовых обязанностях работников супермаркета и о результатах труда.

Май

1 неделя

Викторина «Мы ребята деловые»

Цель: формировать у детей первичные экономические представления; развивать экономическое мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентир, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

2 неделя

Игра-квест «Что? Где? Почем?»

Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования.

Книга «Методические разработки мероприятий по финансовой грамотности» стр. 4.

Сюжетно-ролевые игры.

«Строительная компания»

Фото «Финансовая грамотность»
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников - фото

Цель: создание условий для формирования представлений о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях и результатах т руда.

Задачи:

Образовательные: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; Строить модель по схеме.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Активизация словаря: строитель, каменщик, крановщик.

Предварительная работа для организации и обогащения сюжетно-ролевой игры:

-Экскурсия на стройку. Беседа со строителями.

-Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию.

-Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.

-ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя).

-Беседа о технике безопасности на стройке.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий о стройке, о знаменитых строителях нашего города

-Дидактическая игра: «Инструменты»

-Рисование на тему «Строительство дома».

-Напольные строительные игры: лего, кубики, модули.

-Ручной труд: Изготовление атрибутов для строительных игр.

Руководство игрой (основные и косвенные приёмы, обеспечивающие развитие и усложнение игры):

-Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.

-Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.

-Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, детский сад, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

«Супермаркет»

Фото №1 Финансовая грамотность деньги

Цель: создание условий для формирования представлений о деятельности супермаркета, о трудовых обязанностях работников супермаркета и о результатах труда.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

Развивающие: развивать умение самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца. вызвать у детей интерес к профессии продавца.

Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Предварительная работа для организации и обогащения сюжетно-ролевой игры:

-Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине.

-Просмотр видеофильма о работе продавца. Беседа с детьми.

-Этическая беседа о поведении в общественных местах.

-Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

-Рассказ воспитателя о профессии продавца.

-Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д.

-Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

-Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

-Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

-Рисование «Магазин продуктов».

-Лепка «Овощи-фрукты для магазина».

-Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т. д.).

Руководство игрой (основные и косвенные приёмы, обеспечивающие развитие и усложнение игры):

-Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.

-Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.

-Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, детский сад, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа) Иванова Елена Владимировна Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа (Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»
Опубликовано: 22 марта 2021 в 14:29
+237Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД