Лучший педагог года

Информационно-творческая программа «Большие возможности мелкой моторики»

Ульяна Мельникова
Информационно-творческая программа «Большие возможности мелкой моторики»

Большие возможности мелкой моторики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Публикация «Информационно-творческая программа „Большие возможности мелкой моторики“» размещена в разделах

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

• Низкий темп письма.

• Быстрая утомляемость при письме.

• Неровная, «дрожащая» линия.

«Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.

• Слишком сильный нажим.

• Трудности в воспроизведении формы графических элементов.

• Несоблюдение размера графических элементов.

• Несоблюдение наклона письма.

Большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо.

• Нежелание выполнять письменные упражнения.

• Сползание букв со строки.

• Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

Исследования Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной показывают, что в практике недостаточно используются упражнения, направленные на развитие графомоторных навыков у детей при подготовке детей к школе, так как в программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста отсутствует раздел работы по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость создания и адаптации программы в ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста.

Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графомоторных навыков в специализированном дошкольном учреждении, дают все основания считать тему программы актуальной в области педагогики и коррекционной педагогики.

На современном этапе подготовки ребенка – дошкольника к обучению ведутся разработки учебных пособий, методических рекомендаций, рабочих тетрадей и прописей. Но, несмотря на это, возникает необходимость адаптации изданий, так как практика недостаточно ориентирована: не учитывается категория детей с нарушениями, не просматривается сложность заданий, систематизация и их последовательность. Только поэтапная, целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР и ОВЗ поможет развить и сформировать графические навыки письма.

Ведущей тенденцией современного этапа образования интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с нарушениями в развитии в общеобразовательный поток школы.

Большинство детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно – педагогической помощи. Среди причин нарушения развития, самая значительная группа которых – несформированность графомоторных навыков. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые. Но ни одно нарушения нельзя оставлять без внимания.

Данная программа позволяет проводить систематическую работу как с детьми в норме, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья или общее недоразвитие речи, так как НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЧИТАЕТСЯ В ПРИОРИТЕТЕ. И многие дошкольные образовательные учреждения оборудуются СЕНСОРНЫМИ КОМНАТАМИ.

Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка.

Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребенок практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таким образом, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во – вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Программа содержит консультации и советы для педагогов и родителей. В практической части информационно – творческой программы представлены упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ; упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев.

Во второй части программы представлен сборник методических материалов с задания, с указанием лексических тем и возрастной категории детей, способствующий развитию мелкой моторики дошкольников; программа включает в себя обширный контурный материал, резные картинки и может быть рекомендована для работы с детьми 4 – 7 лет воспитателям ДОУ, родителям, учителям коррекционных групп, может быть использована для индивидуальной и фронтальной работы с детьми 4 – 7 лет воспитателями дошкольных учреждений, логопедами и психологами, работающим с детьми с ОВЗ.

Сборник методических материалов, дает возможность работать с ними неоднократно в течение дня. В первой половине дня дети получают новые знания по теме, выполняя задания с логопедом или педагогом, а во второй половине дня они самостоятельно или под контролем взрослого закрепляют полученные знания.

Подбор заданий осуществлен с учетом возраста и развития ребенка в порядке усложнения материала. Это позволит широко использовать пособия с детьми разного возраста как на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, так и на занятиях по изобразительной деятельности.

Задания можно использовать и в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечернее время или в выходные дни.

В сборнике предлагаются следующие задания: раскрашивание; обведение карандашом по контуру; рисование по точкам; штриховка; дорисовывание деталей; рисование по шаблону.

Систематическая работа с пособием поможет:

расширять и систематизировать знания детей в рамках лексических

тем;

активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи: развивать навыки детей в словообразовании;

тренировать детей в согласовании существительных с числительными, составлении предложений и описательных рассказов;

формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, моделирования;

развивать мелкую моторику детей : готовить дошкольника к овладению графикой письма.

Сборник пособий задуман так, что каждый лист может быть легко отсканирован или размножен с помощью принтера или ксерокса. Отличительная особенность пособия – его многократное использование. Каждый лист ламинирован, что позволяет рисовать фломастером и легко стирать следы детских работ. Каждый вид заданий помечен условным обозначением, с указанием названия лексической темы.

1. ЧТО ТАКОЕ ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ?

Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

Графо – (греч. Grapho чертить, царапать, изображать, писать) составная часть сложных слов, означающая «относящийся к письму».

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- Дорисовывание незаконченных рисунков;

-Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

-Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

-Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно – моторной координации при нормальном развитии:

В возрасте 1 – 2 года ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

В возрасте 2 – 3 года малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно – графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

-зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно – моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывание рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По – настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Публикации по теме:

Центр сенсорики и мелкой моторикиЦентр сенсорики и мелкой моторики Выставка пособий и игр для развития мелкой моторики. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически.

Игры на развитие мелкой моторики «Ножницы» Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук. Необходимые материалы:.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев.

Программа по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей 4–6 лет на тему: «Пластилиновый мир». Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский [b Актуальность. Развитие интеллектуальных и мыслительных.

Программа саморазвития Тема: «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР» Цель : выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития. Задачи :.

Рабочая программа кружка «Творческая мозаика» Пояснительная записка Программа кружка «Творческая мозаика» ориентирована на детей 8-15 лет и составлена с учетом особенностей подросткового.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). В последние годы.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группыВлияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект "Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. " Тип проекта: Практический,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Информационно-творческая программа «Большие возможности мелкой моторики»
Опубликовано: 17 мая 2017 в 18:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД