Получи документы

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

Наталья Баранник
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Публикация «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик» размещена в разделах

Под безопасным поведение следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психологический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Главная цель - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

• Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения. Формирование навыков и полезных привычек поведения, понимания и осознание опасных и безопасных действий;

• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.

• Как сберечь здоровье детей?

• Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

• Как научиться общаться с друг другом?

В соответствии с программным содержанием, реализуются четыре основных направления программы:

1. Безопасность собственной жизни;

2. Бережем свое здоровье;

3. Безопасность на дорогах и улицах;

4. Безопасный отдых на природе;

Особую роль в формировании у детей основ правил безопасного поведения имеют современные средства:

• ИКТ – инновационные подходы в данном направлении решают часть поставленных задач.

• Предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и родителями

• Художественная литература- являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств.

Для успешного освоения материала, я создаю необходимые оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности :

• Микроклимат в группе;

• Пространственно-предметное окружение;

• Игровую среду.

Работу с детьми по формированию основ безопасности осуществляю через разные формы и методы организации деятельности.

Формы :

• Самостоятельная деятельность детей – развивающие дидактические, настольно-печатные, подвижные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

• Совместную деятельность воспитателя и детей – экскурсии, развлечения, беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, где дети получают теоретические и практические знания, умения и навыки правил поведения в экстремальных условиях в природе, быту, устанавливают причинно-следственные связи.

• Непосредственно образовательная деятельность.

Методы:

• Игровые

Практические

• Наглядные

• словесные

Планирую работу основываясь на следующих принципах:

• Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.

• Комплексно-тематического построения образовательного

процесса;

• Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей.

• Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки.

• Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики

А также использую совместные различные виды деятельности с детьми:

• Игровая

• Предметная

• Продуктивная

• Трудовая

• Наблюдение

- Игровая и трудовая деятельность - отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

-Коммуникативная деятельность - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке

- Познавательно-исследовательская деятельность - манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.

- Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож) электроприборы.

- Восприятие художественной литературы и фольклора - знакомя дошкольников с художественными произведениями, я обращаю внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека, выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.

- Здоровый образ жизни - обогащает социальный опыт ребенка. - Изобразительная деятельность, конструирование.

Позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

- Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды в группе. В группе имеется уголок безопасности, который содержит материалы: художественную и познавательную литературу: «Правила поведения для малышей», «Чтобы не было беды», «Быть послушным хорошо»и т. д. Каждый день провожу минутки безопасности

При знакомстве детей с правилами безопасности я делаю акцент на формирование у них определённой модели поведения :

• предвидеть опасность;

• уметь принять меры во избежание опасности;

• уметь обращаться за помощью к другим;

• уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Формула безопасности :

Безопасности формула есть :

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать.

А где надо - на помощь позвать.

Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения в быту и на улице в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.

Работа с родителями воспитанников:

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

• Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

• Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между мной и родителями нашей группы достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Помимо консультаций, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, нами было проведено родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода и профилактики детского травматизма»

Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.

Результат проделанной работы:

• У детей закрепились знания об общепринятых нормах поведения, в природе в социуме, на дорогах.

• Дети узнали не только правила личной безопасности, но и могут их сформулировать, объяснить необходимость осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

• Данная работа востребована детьми и родителями.

Вывод: Работа с детьми направлена на последовательность и систематичность получаемых знаний, применяя их в повседневной жизни на занятиях и самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна»Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна» Конспект урока безопасного поведения «Осторожно - волна!» Программное содержание: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик
Опубликовано: 24 августа 2022 в 12:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД