Татьяна Пузакова
Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспитания и обучения, полнее используя в коррекционно-развивающей работе современные достижения науки. В настоящее время многие логопеды в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение конкретного результата (в нашем случае – образование). Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.
Публикация «Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Первая из задач - коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В практике любого логопеда встречаются дети, с которыми невозможно длительное время просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Вроде бы и упражнения интересные, и картинки красочные, и предметы лишние убраны из поля зрения, а всё равно ребёнок не включается в занятие. Поэтому очень важно найти дополнительные пути и способы активизации его внимания.
Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Общение детей с компьютером начинается с логопедических коррекционных программ, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Приведу в пример две программы: «Игры для Тигры» и «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенные для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа «Игры для Тигры» позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при ФФН, дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы:
• Звукопроизношение
Блок «Звукопроизношение» способствует преодолению наиболее распространенных антропофонических нарушений произношения :
• Межзубный сигматизм свистящих;
• Боковой сигматизм свистящих;
• Губно-зубной ламбдацизм;
• Межзубный ламбдацизм;
• Губно-зубной сигматизм шипящих;
• Боковой сигматизм шипящих;
• Произношение шипящих из нижнего положения;
• Велярный ротацизм;
• Одноударный ротацизм.
• Фонематика
Блок «Фонематика» - способствует формированию:
• неречевого слухового гнозиса;
• речевого слухового гнозиса (выделение звука на материале слов, первого звука в слове);
• звукового анализа (определение положения звука на материале слов, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности);
• звукового синтеза.
• Лексика
Блок «Лексика» направлен на коррекцию и формирование лексико-грамматических компонентов языка:
• расширение объема пассивного словаря;
• формирование и развитие структуры значения слова;
• введение слова в систему лексических связей;
• организацию семантических полей;
• формирование грамматического значения слова;
• формирование умения структурировать словосочетания и фразы.
• Просодика
Блок «Просодика» направлен на коррекцию и формирование просодических характеристик речи :
• длительности и силы речевого выдоха;
• громкости голоса;
• слитности произнесения слов и фраз;
• темпо-ритмической организации речи;
• интонационной выразительности речи;
• тембра;
• четкости и разборчивости речи.
В программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Основные принципы построения программы “Игры для Тигры” :
•игровая форма обучения;
•интерактивность;
•полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
•дифференцированный подхода к обучению - программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
•объективность - программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.
Второй помощник - программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.
Дети очень любят эти программы, так как в них присутствуют и отличные рисунки, и анимация объектов, и звуковое сопровождение действий, и игровая форма подачи учебного материала.
1. Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира, знакомство со звуками мира природы);
2. Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов);
3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка);
4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста);
В основу построения используемых логопедических программ положены следующие основные принципы:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации происходит с опорой на зрительный контроль;
- дифференцированный подход к обучению : сложность или объём заданий можно настроить индивидуально для каждого ребёнка;
- объективность: программы фиксируют состояние корригируемой функции в начале, процессе и конце работы;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты:
• у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения;
• дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером;
• значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить специалиста (учителя-логопеда). Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные коррекционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. Занятия с использованием компьютерных технологий являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства коррекционного обучения.
Использование ИКТ многое даё т и самим логопедам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям (многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их детям, уже не изготавливая многочисленных карточек); с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм.
Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: в логопедической практике используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты, участвовать в интернет – форумах по вопросам дефектологии, дистанционно пройти курсы повышения квалификации.
Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в работе логопеда позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.
Литература
1. Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с. 46 – 52;
2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология, 1994, № 5;
3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2005, 60 с. ;
4. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13);
5. Селянина С. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Электронная газета «Интерактивное образование», выпуск №14, декабрь, 2008г., Новосибирск;
6. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6.