Анна Фомина
Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного образования и факторы, препятствующие развитию инклюзивного образования в современной России.
Публикация «Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Инклюзивное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Безусловно, ребенок с ОВЗ в большей степени, чем здоровый сверстник, нуждается в общении, социализации, развитии, удовлетворении потребности в общении, подготовке к дальнейшей полноценной жизни. А родителям остро необходима консультационная помощь, возможность взглянуть на своего ребенка по-новому и понимать, что мы все вместе действительно нуждаемся друг в друге. Именно поэтому одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования, т. е. включение детей с особыми образовательными потребностями в среду своих сверстников.
Усилия государства сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, то есть организовать инклюзивное образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из главных задач в России, так как оно является главным фактором создания действительно инклюзивного общества, где любой ребенок может ощутить свою причастность и востребованность. Современное общество обязано дать шанс всем детям, вне зависимости от их потребностей и особенностей в развитии, полноценно реализовать имеющийся потенциал, получить возможность принести пользу обществу и стать полноценным его членом [4].
Термином «Инклюзивное образование» в научных исследованиях и практической деятельности раскрываются основные составляющие компонента образовательного процесса детей с особыми потребностями в рамках общеобразовательной учебной организации. Основополагающая идея инклюзивного образования - это искоренение дискриминации детей с какими-либо физическими и умственными особенностями в развитии. Данная идея предполагает равные возможности по отношению ко всем детям, но создает определенные необходимые условия для детей с особыми потребностями.
Индивидуальное обучение на дому не в полной мере способствует социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество, да и качество такого обучения оставляет желать лучшего. Кроме того, эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном отношении к себе общества в целом [1].
Запрос на инклюзивное образование в наибольшей степени сформирован в настоящее время у родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Родители детей, посещающих компенсирующие группы детского сада, в дальнейшем не ориентированы на специальные условия образования для своих детей и в большей степени выбирают массовую общеобразовательную школу. Поэтому они очень активно включаются в образовательную жизнь своих детей. Одним из важных замечаний (можно сказать – требований) родителей детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие системы сопровождения и поддержки детей, в частности тьюторское сопровождение. Для организации персонального сопровождения, индивидуальной работы в образовательном пространстве с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательной программы, сегодня департаментом образования решается юридическое и финансовое обеспечение введения в штатное расписание тьюторов.
Родители детей, которые развиваются типичным образом, высказывают опасения, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может влиять на качество знаний их детей, или даже задерживать их развитие.
Ничего нового, собственного говоря, именно с этими проблемами столкнулись первые инклюзивные образовательные учреждения.
Инклюзивное образование содержит следующие направления деятельности:
1) материально-техническое и организационное обеспечение;
2) создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
3) создание в общеобразовательной организации «безбарьерной» образовательной и социальной среды инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи.
Работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс в России набирает обороты, и уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга.
В России реализуется проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». Итогом реализации данного проекта является создание в 11-ти субъектах РФ экспериментальных площадок для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях обучения преподавателей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации, приняла решение о вводе в учебные планы педагогических высших учебных заведений курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями». В результате этого были созданы рекомендации для учреждений дополнительного профессионального образования педагогов ввода таких курсов в планы повышения квалификации педагогов массовых школ.
В современный период развития инклюзивное образование внедряется в образовательные системы большинства стран мира. Несмотря на это, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы
образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.
Взаимодействие с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, включает:
* программно-методическое обеспечение и координацию решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям,
* программно-методическое обеспечение для выявления и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребенок,
* создание условий для реализации права родителей на информационное обеспечение по имеющимся услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилитации и образования,
* активное вовлечение семьи в работу школы,
* консультирование родителей по проблемам развития их детей,
* обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи,
* организация обратной связи родителей со школой [1].
Таким образом, введение интегрированного (инклюзивного) образования целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты не только образования, но жизни общества в целом. Очень важен мировоззренческий аспект всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Лятифова Л. В. Инклюзивное образование [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 573-575.
2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М. : Просвещение, 2009.
3. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — М. : Просвещение, 2011.
4. Пугачев А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.