Лучший педагог года

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Ведева Наталья Валентиновна
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

1 слайд «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО»

Выполнила: старший воспитатель МКДОУ д/с №9 «Солнышко»

Ведева Наталья Валентиновна

2 слайд

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования :

Публикация «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

3 слайд

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Как указывает Н. Н. Малофеев, организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

4 слайд

Цель педагога:

создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)

• Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала

• Формирование общей культуры воспитанников

5 слайд

Инклюзия помогает :

развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников;

чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству;

формированию у детей с особыми образовательными потребностями

положительного отношения к сверстникам

адекватного социального поведения,

полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. реализовать обеспечение равного доступа к получению того или иного образования

созданию необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

6 слайд

Основные принципы

(применительно для детей с ОВЗ)

• Поддержка разнообразия детства;

• Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

• Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.

7 слайд

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

Создание соответствующего образовательного пространства;

Создание программно-методического обеспечения;

Создание предметно-развивающей образовательной среды;

Создание дидактического обеспечения;

Образовательное пространство для детей с ОВЗ;

Безопасная среда жизнедеятельности;

Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога);

Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство);

Основная образовательная программа;

Протокол ПМПК;

Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут;

Система индивидуальной работы в календарном плане.

8 слайд

Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Индивидуальное авторское пространство ребенка

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Дидактическое обеспечение:

Для коррекции имеющихся отклонений в развитии

Для коррекции освоения содержания образовательной программы

Для коррекции поведения или социальных компетенций

9 слайд

Принцип индивидуального подхода

предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

10 слайд

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни

11 слайд

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социум

12 слайд

Принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

13 слайд

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

14 слайд

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

15 слайд

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М. М., Бородин М. В. с. 12).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию.

16 слайд

Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход

Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами

обучения и воспитания.

Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким

образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

Способствуют развитию положительной самооценки детей.

Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.

17 слайд

Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.

Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.

Сообщают семьям о достижениях детей (в письмах, по телефону);

Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с

собственным темпом развития каждого ребенка.

Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.

Предоставляют детям равные возможности принимать участие во

всех видах занятий.

Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.

Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.

18 слайд

Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска

газет и других занятий.

Создают для детей условия безопасности : через организацию четкого ритма распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.

Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи.

Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.

Ясно формулируют свои ожидания от детей.

Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям

видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства.

19 слайд

Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.

Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты.

Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.

Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе.

Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т. п.

Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков.

Демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.

20 слайд

Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.

Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.

Повышают уровень физического развития.

Способствуют социальной инклюзии (включению).

21 слайд

Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу, маршрут сопровождения реабилитации ребенка-инвалида.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

22 слайд

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

23 слайд Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

inklyuziv-obrazov_4pul1.pptx | 540,63 Кб
 
Публикации по теме:

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного.

Инклюзивное образование — проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО В дошкольном периоде начинается процесс социализации, ребенок начинает.

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Видео Горб Елена Евгеньевна, учитель-логопед ГБОУ Школа №1359 с углублённым изучением английского языка В период нового этапа реформирования.

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС до» Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных,.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги, в нашем детском саду проходил семинар, где педагоги представляли свои презентации. Мне хотелось поделиться с Вами своей,.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%: на начало учебного года из 100%.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 января 2017 в 21:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД