Получи документы

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Надежда Гриднева
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

ГБОУ ВО

«Самарский Государственный Социально – педагогический университет»

Факультет психологии и специального образования

Программа курса

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования

в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Тема проекта:

Публикация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до» размещена в разделах

«Преемственность в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы через интегрированный подход»

Выполнила:

Гриднева Надежда Владимировна

МБУ «Лицей № :6» СП Детский сад «Дельта»

воспитатель

12.09. - 21.09.2016г.

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся.

Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе, взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы, положительное отношение к детям, понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения.

Основная задача экологического образования дошкольников и младших школьников — обеспечить становление личности ребенка, выявить его способности. На этом возрастном этапе обучение должно иметь интегрированный характер и давать первое общее представление о природе, обществе, человеке, их взаимодействии

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в периоды взросления и зрелости.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста считается приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – ВУЗ – профессиональная деятельность). Еще детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал внутреннюю общность двух формаций эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов, считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.

Приложение 1.

Факторы, влияющие на

развитие экокультуры, у граждан РФ

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная система:

Конвенция о правах ребенка;

Конвенция дошкольного образования;

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Наличие вариативных, парциальных программ, адаптированных к ФГОС;

Типовое положение о ДОУ.

Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

Потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Экономические

Государственное финансирование на озеленение города.

Приобретение фильтров на химические предприятия.

Неэкономическое расходование природных ресурсов.

Низкая агитационная работа пунктов приема макулатуры среди обучающегося населения.

Социальные

Модернизация общеобразовательных программ дошкольного образования с учетом экологического воспитания, социального партнерства.

Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего они не имеют возможность проводить досуг, наблюдения на природе с детьми, культурно и с пользой для здоровья;

Разнородность социально-экономического статуса родителей

Отсутствие у родителей экологического самовоспитания и воспитания по отношению к своим детям

Анализ внутренней среды детского сада и школы

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно-методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

Разработанная общеобразовательная программа дошкольного образования с четом экологического воспитания.

Курс по ознакомлению с окружающим миром детей младшего школьного возраста.

Наличие методических пособий и программ по экологическому воспитанию деетй дошкольного возраста (С. Н. Николаева, Рыжова Н. А., О. Ф. Горбатенко и др.).

Методическое обеспечение : учебно-методические, подписные и периодические издания.

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

Отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей и воспитанников.

Материально-техническая база

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям:

уголки природы в группах ДОУ и классах начальной школы;

экологическая тропа на участках ДОУ и территории школы;

огород, цветник на территории ДОУ и школы;

«огород» на окне;

Наглядный, демонстрационный материал: презентации, проекты, календари природы, слайды птиц, растений, животных, времен года, фотографии;

библиотека книг с экологическим содержанием;

эмблемы животных, растений;

пиктограммы эволюции представителей флоры и фауны.

Не все группы и начальные классы оснащены ИКТ (ПК, интернет, интерактивная доска).

II. Основная часть

II.1. Цель проекта:

Формирование первоначальной системы ценностных ориентиров у дошкольников, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления при взаимодействии со школой.

II.2. Задачи проекта:

1. Создать единую предметно-пространственную среду в детском саду и начальной школе.

2. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, умении и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

3. Привлечь родителей к активному участию в экологическом воспитании детей.

4. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе : «ДОУ – ШКОЛА – СЕМЬЯ - СОЦИУМ».

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Основа этапа

Мероприятия

Механизмы реализации проекта

Взаимодействие на основе сотрудни-

чества и партнерства

- Изучение программно-методического материала и предметно-пространственной среды;

- Подбор материала для мониторинга,

- Разработка планирования занятий/уроков, мероприятий по экологическому воспитанию для детей;

- Анкетирование родителей

-Подбор консультаций для родителей и педагогов,

-Разработка сценариев досугов с детьми совместно с взрослыми,

-Планирование семинаров, заседаний с педагогами детского сада и школы.

Теоретическая и методическая литература, информационные средства, видео-, аудио продукты, материалы по передовому опыту.

Обогащение внешними и внутренними ресурсами

Совершенствование предметно пространственной среды, создание и приобретение новых пособий и дидактического материала:

- «Календарь природы»

-«Календарь погоды»

-Уголок природы

- Дополнение картотеки наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово, загадки, П/И, Д/И, сюжетно-ролевых игр.

-Составление карт «Экологической тропы»

- Создание гербария на тему: «Растительность нашего детского сада и школы»

- Подбор наглядного и демонстрационного материала по сезонам времен года.

- Пополнение уголка природы.

- Изготовление «Календаря природы».

- Создание картотек.

Выявить уровень развития экологи-ческой воспитан-ности у детей

Мониторинг умений и знаний детей в вопросе экологического воспитания

Индивидуальный опрос по карточкам, схемам, пиктограммам по различным критериям совместно с психологом.

Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования детей

Проведение анкетирования родителей

Анкеты

Основной этап

Реализация поставленных задач

1. Создать предметно-пространственную среду в детском саду и начальной школе.

Уголок природы

Опытно-исследовательская лаборатория

Уголок занимательной математики

Речевой уголок

Стена творчества

Уголок здоровья

Игровой уголок

Музыкально-театрализованный уголок

Пополнение уголка природы комнатными растениями, Д/И, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», дневники наблюдений, выставки овощей, фруктов, осенних цветов, «огород на подоконнике» и т. д.

Внесение ёмкостей для эксперементирования, луп, материалов для игр-экспериментов со льдом, водой и снегом, магнитами, стеклом, резиной, бумагой, карточки- схемы для фиксации опытов и др.

Внесение дидактических игр «Найди отличия», «Путаница», лабиринтов «Найди путь к домику белки», карточек с логическими задачами.

Использование схем для составаления рассказов о птицах, животных об объектах природы;

иллюстраций с изображением времён года, животных, растений для описания; экологических сказок и рассказов (самоделок); энциклопедической и художественной литературы о природе.

Организация выставок рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала.

Использование шапочек, эмблем для проведения подвижных игр.

Внесение материалов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм «Чей хвост?», «Где чей домик?» и т. д.

Слушание произведений о природе (времена года, голоса птиц и др.) с подбором иллюстраций.

2. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения

-Проведение плановых занятий согласно «Рабочей программы воспитателя» по разделу «Мир природы»

- Проведение интегрированных занятий в соответствие с перспективным планированием.

- Разработка конспектов занятий, наблюдений.

- Применение «Календаря погоды на прогулке».

-Обыгрывание игровой обучающей ситуации (ИОС через сюжетно-ролевые игры).

-Беседы с детьми

Интеграция через разные виды деятельности

3. Привлечь родителей к активному участию в экологическом воспитании детей.

-Консультации в «Уголке для родителей» и устные советы педагогов для родителей; познавательная информация родителей для родителей и педагогов.

-Родительские собрания в форме КВН.

-Прогулки по школьному двору и по территории детского сада, в парк, сбор природного материала и растений.

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Проведение экологических праздников «День Земли», «Защитим растения нашего края».

- Участие в акции «Спаси и сохрани».

Взаимодействуя на основе сотрудничества и партнерства

4. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе : «ДОУ – ШКОЛА – СЕМЬЯ- СОЦИУМ».

-Прогулки по школьному двору и по территории детского сада, в парк, сбор природного материала и растений.

- Экскурсия в краеведческий музей.

-Проведение «Круглых столов» среди педагогов детского сада и учителей школы.

Взаимодействуя на основе сотрудничества и партнерства

Оценочный этап

Оценка эффективности работы по выявлению экологиче-ской воспитан-ности детей

Наблюдение, беседы, опросы

Индивидуальный опрос по карточкам, схемам, пиктограммам по различным критериям совместно с психологом.

Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования детей

Проведение анкетирования родителей

Анкеты

Перспектива развития

Необходима дальнейшая координация деятельности достижений воспитанников ДОУ и начальной школы, родителей.

Участие авторов творческой группы в проектах, фестивалях, акциях, смотрах-конкурсах, по экологическому воспитанию.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : Просвещение, 2-е изд., 2010.

3. Виноградова Н. Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет. - М. : Вентана – Граф,2007.-144с.

4. Геннадий Спирин «Марфа», - М., 2011.

5. Дошкольная педагогика. - М. : «Академия», 2008.-416 с.

6. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1,2,- М., Ломоносовская школа, 2009.

7. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. -М., педагогическое общество России, 2010.

8. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников «ВАКО» Москва 2007.

9. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами. - М., 2-е изд., 2008

10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М. ,Мозаика-Синтез, 2010.

11. Петрова Н. А. Живая душа природы. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

12. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2007.

13. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях : информационно-методические материалы, экологизацияразвивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. /авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

14. Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста / авт. -сост. Г. А. Лапшина. – 2 – е изд. - Волгоград: Учитель, 2009.

15. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС Заявка на соискание статуса муниципальной инновационной площадки 1. Соискатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Республика Хакасия, Усть.

Отчет о ходе подготовки к реализации ФГОС дошкольного образования (слайл№2) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связано с рядом преобразований: - появление.

Педагогический совет «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Корягина Ольга Васильевна., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» города Алатыря Чувашской Республики Цель: повысить значимость.

План самообразования «Содержание дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара ПЛАН.

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.

Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%: на начало учебного года из 100%.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 08:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Гриднева (УИ 585952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД