Лариса Морозова
Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования в течение всей жизни, т. е. непрерывное образование (Ст. 3, Ст. 10).
В Российской Федерации теперь законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и должно быть общедоступным и бесплатным.
Как вы понимаете термин «преемственность»?
Публикация «Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Преемственность : связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы (БСЭ); предполагает не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед; в обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.
Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Стандарты ДО и НОО определяют цель образования на каждой ступени.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главное предназначение ФГОС ДО и ФГОС НОО формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО. Требования к структуре ОП.
Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОС НОО и ФГОС ДО
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.
В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать её элементы.
Компоненты учебной деятельности:
1. мотивы;
2. учебная цель;
3. учебная задача;
4. учебные действия и операции.
Существует два подхода к проблеме преемственности на этапе «дошкольный возраст - младший школьный». Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются», по справедливому выражению В. Т. Кудрявцева) — в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании : не ЗУН, а формирование умений учиться.
Преемственность результатов ДО и НОО
От целевых ориентиров до Универсальных учебных действий
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям :
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Подводя итог сравнительному анализу ФГОС ДО и ФГОС НОО, можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Список литературы
1. Болотина Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. Методическое пособие. - Издательство «Просвещение», -2006г. – 144с.
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, издательство «Просвещение», -2011 г. -160с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», издательство: Проспект, - 2015г. – 160с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, - издательство «Просвещение», -2015 г. - 31с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, издательство «Просвещение», -2015 г. -96с.