Получи документы

Семинар-практикум «Вопросы преемственности — взгляд изнутри». Встреча с педагогами начальных классов

Титова Наталья Анатольевна
Семинар-практикум «Вопросы преемственности — взгляд изнутри». Встреча с педагогами начальных классов

Семинар-практикум . Встреча с педагогами начальных классов

Будит ли ребёнок успешным в школе, если в детском саду развивать такое качество личности как уверенность?

Верно ли это утверждение?

В каких видах детской деятельности развивается уверенность в себе?

Необходимо ли привлекать к помощи родителей?

14.10.2015. г

«Вопросы преемственности – взгляд изнутри»

Вопросы семинара :

1. Готовность выпускников детского сада к школьному обучению.

2. Практикум:

Публикация «Семинар-практикум „Вопросы преемственности — взгляд изнутри“, Встреча с педагогами начальных классов» размещена в разделах

2.1 Внесение дополнений в план работы по преемственности (проведение совместных мероприятий с педагогами, детьми и родителями по вопросам подготовки детей к школе)

2.2. Модель будущего первоклассника

3. Дискуссия:

3.1. Первые дни ребёнка в школе (мнение учителей)

3.2. Успеваемость наших выпускников МБДОУ ДС № 16 «Тополёк»

(мнение, пожелания, рекомендации учителей)

3.3. Обсуждение методических приёмов и форм работы (учителя - логопеды, воспитатели, учителя начальных классов)

4. Принятие решения: выработка единых требований педагогов.

В семинаре участвуют : заместитель директора, учителей начальных классов и школьного психолога.

СЛАЙД 1

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В. А. Сухомлинский).

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Не стоит забывать о том, что период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Д. Б. Эльконин писал: «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» (СЛАЙД 2.)

Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего: (СЛАЙД 3.)

- доверчивое подчинение авторитету взрослого;

- повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;

- преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).

Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

(СЛАЙД 4.) Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.

Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, так как, после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания.

Работа в этом направлении в нашем детском саду начинается с определения возможностей ребёнка и подбора индивидуальных условий (выстраивания индивидуального маршрута – определения необходимой помощи, которую воспитатели и специалисты определяют по результатам педагогической диагностики, т. е соотносят какие затруднения и в чём испытывает тот или иной ребёнок. В соответствии с результатами мониторинга выстраивают работу в течение всего дня и в НОД и в индивидуальной работе.

В учреждении работает логопункт, работу которого организуют два квалифицированных учителя – логопеда (Аксёнова Ольга Владимировна и Шинякова Татьяна Владимировна). Они помогают воспитателям, в составлении индивидуальных маршрутов для работы с детьми с речевыми дефектами, проводят большую работу по формированию правильного звукопроизношения, оказывают консультативную помощь родителям и воспитателям по организации работы на занятиях по развитию речи детей и по обучению грамоте. Рекомендуют родителям выполнять определённые задания, а родителям детей со сложными речевыми дефектами, посетить ТПМП центр записаться на консилиум для определения дальнейшего образовательного маршрута, возможно придётся сменить детский сад, или заниматься у логопеда в ТПМП – центре.

СЛАЙД 10. Результативность видна, так если в 2009, 2010, 2011 году выпускники детского сада выпускались с высоким уровнем познавательных интересов и при этом с проблемами в звукопроизношении, то уже в 2013, 2014, 2015 году, благодаря квалифицированной помощи логопедов наши выпускники уходят в школу с нормой звукопроизношения (лишь один, два ребёнка - один звук находиться в стадии автоматизации).

Но наряду с положительной динамикой в звукопроизношении остаётся открытой проблема по формированию связной речи детей, умению составлять творческие рассказы, пересказывать тексты программных литературных произведений.

Мы объясняем это малым опытом общения родителей с детьми. Хотя и сами продолжаем искать наиболее эффективные методические приёмы (использование схем – моделей для заучивания стихотворений, использование мнемотаблиц для составления рассказа о жизни животных по данной теме обобщен опыт на уровне района у воспитателя высшей квалификационной категории Е. В. Бувалиной).

Вся деятельность в дошкольном учреждении строиться в сочетании и чередовании двух видов деятельности совместной со взрослым и индивидуальной (самостоятельной) (СЛАЙД 11)

С этой целью воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д.

Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математике педагоги используют современные информационно - компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы. Подготовка руки к письму осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду.

СЛАЙД 12. Для нас будущий первоклассник — это в первую очередь здоровый и физически развитый ребёнок.

Поэтому большое внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся три физкультурных занятия в неделю, утренняя гимнастика и гимнастика после сна и элементы закаливания, ходьба по дорожкам здоровья, соблюдается двигательный режим в течение всего дня и т. д. Проведение совместных с родителями мероприятий по ЗОЖ (информацию о их проведение вы возможно читали в местных СМИ в 2013г «Весёлые старты» проводила воспитатель первой квалификационной категории Е. В. Терехова, а весной 2015 воспитатель высшей квалификационной категории О. А. Тарасова)

Для нас будущий первоклассник – это и социально уверенный дошкольник.

Для этого мы развиваем социальную уверенность дошкольников через разные виды детской деятельности - знакомим детей с разными профессиями. Недавно в детском саду прошёл «Кулинарный поединок», на котором дети побывали в роли поваров - кондитеров и самостоятельно замешивали и раскатывали тесто, вырезали формочками фигурки, украшали печенье, а готовым печеньем угощали детей средней и младшей группы. (освещёно 30.09.2015г. «Амурский лиман»)

В ноябре 2013 года дети подготовительной группы (воспитатель Кайдалова О. В.) выступали, как настоящие артисты, на юбилейном вечере школы - исполняли сценку по стихотворению Н. Наволочкина «Как исправить единицу», и пели песню «Если б не было школ». Весной 2015 г. мальчики старшей группы (сейчас будущие первоклассники) воспитатели Люстик Е. В. и Тарасова О. А., выступали на празднике в воинской части у пограничников. А на концерте посвящённом дню пожилого человека выступили дети старшей группы (воспитатели Терехова Е. В. и Пустынцева Е. В.).

Наши дети раскрываются и становятся более уверенными и на праздничных утренниках в детском саду, а помогает им музыкальный руководитель - Пожидаева Л. Ф. Используя музыкальные дидактические игры, театрализованные постановки на занятиях она вместе с воспитателями групп развивает в детках эмоциональность, выразительность речи, музыкальность, и чувство ритма.

Воспитатели вовлекают детей в мир цвета и красок, с этой целью много рисуют, используют и нетрадиционные техники и приёмы рисования, участвуют в различных конкурсах. Дети занимаются рисованием как в НОД так и на занятиях в кружках в рамках ФГОС ДО внутри детского сада, посещают различные кружки и за его приделами.

Внутри детского сада наши педагоги проводят :

1. Кружок по оздоровлению и физическому развитию детей «Спортивная мозаика» – Миронова Л. Н. (первый год работы)

2. Театральный кружок «Мы затейники» - Терехова Е. В.

3. Продуктивная деятельность «Маленькие волшебники» - Люстик Е. В.

4. Продуктивная деятельность «Фантазия» - Бувалина Е. В.

5. В изостудии организуем работу по рисованию на кружке «Волшебная кисточка» - Титова Н. А.

К сожалению, в штатном расписании детского сада нет ставки психолога, поэтому психолого - педагогическое сопровождение каждого ребёнка осуществляют ежедневно воспитатели (с каждым из детей побеседуют, обычно это удаётся при индивидуальной деятельности в утренние и вечерние часы, или сразу после сна до полдника (при выполнении гигиенических процедур, пока дети одеваются, заплетая косы).

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.

ПРАКТИКУМ: педагогам необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения.

Можно определить три основных направления: (СЛАЙД 13)

методическая работа,

работа с детьми,

работа с родителями.

В плане мероприятий по преемственности работы со школой ВЫ видите все три раздела.

Сегодня при составлении совместного плана работы мы постараемся использовать разные формы методической работы: вы видите их на слайде (СЛАЙД 13)

совместные педсоветы,

круглые столы,

посещение открытых занятий.

В течение 2015 -2016 учебного года хотелось бы обсудить такие вопросы :

На методических встречах мы хотели бы услышать от учителей (если готовы сегодня) :

- о выборе программ и технологий.

- узнать, как проходит школьная адаптация наших выпускников, отследить их успеваемость.

- возможно вам будет интересно услышать от воспитателей о Ваших будущих учениках, о их достижениях и проблемах.

Что поможет Вам осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему воспитаннику.

ПОДВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ.

Большая работа ведется педагогами с родителями на протяжении всего дошкольного детства, а на протяжении всего учебного выпускного года особенно.

В родительских уголках воспитатели размещают информацию связанную с подготовкой к школьному обучению. Регулярно наши воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации. Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе.

СЛАЙД 20. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

ВЫВОД: Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. То есть если возникают проблемы – значит что – то упустили…

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.

Учителя согласятся со мной, что очень многие первоклассники испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6–7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев.

Известный российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких считает, что достаточно частой причиной возникновения трудностей обучения письму стала ситуация, связанная с очень ранним обучением ребёнка (до 5 лет). Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников. Неадекватность требований при сверхраннем обучении письму создаёт условия для постоянного ожидания неудачи, ощущения тревоги, страха очередной ошибки. Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе практически не удаётся.

Однако надо отметить, что в 5-6! летнем возрасте у детей возникает потребность в письме. Ребёнок пытается написать своё имя, фамилию, подписать свои рисунки, писать записки и даже сочинять собственные истории, сказки и т. п. Именно такое письмо является началом формирования письменной речи, развитие которой искусственно прерывается при обучении курсивному письму. Поэтому в 5–6 лет ребёнка желательно учить писать печатными буквами. (воспитатели нашего детского сада используют на занятиях по подготовке к обучению грамоте такой приём по подготовке руки к письму как обведение шаблона буквы изучаемого звука – считаете ли вы целесообразным и нужным данный вид деятельности. Иногда букву изучаемого звука выкладывают с помощью счётных палочек, или рисуют фломастером на листе бумаги, карандашом на листе в крупную клетку)

По мнению физиологов, ведущих специалистов и практиков при подготовке детей к письму именно рисование является превосходной тренировкой графических умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать рисовать как можно больше и хорошими карандашами.

Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье.

Блок: рекомендации для родителей: следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с ребёнком дома, помогайте к словам-предметам подбирать слова-признаки, это делает речь более выразительной. Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу; учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по общей цели.

У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении).

Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).

В идеале: программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам.

Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности.

ПРАКТИКУМ: И так я нацелила Вас на работу и сейчас предлагаю: обсудить план совместной работы на 2015 -2016 учебный год по пунктам у вас на столах лежат копии уже разработанного плана, вы внимательно его читаете, и помечаете маркером, то с чем согласны, и то с чем не согласны. На чистом листе отмечаете цифрами те пункты с которыми согласны и прописываете то что хотели бы предложить, добавить, изменить. На это работу 10 минут. После чего в течение 2-3- х минут мы выслушиваем представителя от каждой команды.

Например: Для успешного осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы:

- взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями,

- анализ дидактических мероприятий;

- индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми;

- изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка;

- совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе.

ЗАЩИТА: один из представителей от рабочего стола зачитывает, то что получилась, комментируя каждый пункт (с чем согласны, какие дополнения внесли и почему).

Сегодня мы сделали первый шаг в данном направлении, хочется надеяться что эта работа будет продолжена и мы вместе найдём оптимальное решения в вопросе преемственности.

Публикации по теме:

«Осенний вернисаж» закрытие недели начальных классов Осенний вернисаж Ведущий: Дорогие гости, здравствуйте! Сегодня мы проводим праздник «Осенний вернисаж». Осень – самая прекрасная пора,.

Сценарий праздника для учащихся начальных классов «Новогодняя ярмарка» Дети в русских костюмах. Звучит «Камаринская». Скоморохи: Народ собирается, наша ярмарка открывается! 1 скоморох: Вдоль ярмарки во конец.

Работа с учащимися начальных классов, испытывающими страхи Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоции как.

Сценарий похода для учащихся начальных классов «Пиратский квест»Сценарий похода для учащихся начальных классов «Пиратский квест» Небольшая предистория: Моя дочка учится в 3 классе школы №91 г. Н. Новгорода. Каждый год в сентябре вся школа ездит за город в турпоход. Это.

Рекомендации для педагогов начальных классов «Семь полезных советов» Уважаемые коллеги! Проходят последние дни лета и уже совсем скоро в Вашей школе прозвенит первый звонок. Ваc ожидает еще один год, полный.

Семинар-практикум для воспитателей «Новый взгляд на старую сказку» Семинар-практикум «Новый взгляд на старую сказку» Подготовила воспитатель Лазарева С. Ф. Цель семинара: 1. Познакомить педагогов с методами.

Тесты по предмету «Окружающий мир» для учащихся начальных классов Тест по ознакомлению с окружающим миром 1 класс 1) После воскресенья наступит: 1. среда 2. пятница 3. понедельник 2) После вечера наступит:.

Визитка на рыцарский турнир, к 23 февраля, для начальных классов. Визитка на рыцарский турнир, к 23 февраля, для начальных классов. Действующие лица: принцесса (Романов А.) воспитатель (Анна Р., Дракон.

Эссе  «Я учитель начальных классов» Эссе - Я учитель начальных классовПроводя анализ учебно- методических комплексов для начальной школы я пришла к выводу, что мне ближе всего.

Заявление на аттестацию учителя начальных классов ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу аттестовать меня в 2015 году на первую квалификационную категорию по должности учитель начальных классов. В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Вопросы преемственности — взгляд изнутри». Встреча с педагогами начальных классов
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 11:10
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД