Светлана Барабушкина
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.
Публикация «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.
1 Слайд. Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ
Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.
2 слайд. Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5м классе происходит резкое изменение условий обучения.
- кабинетная система.
- учителя-предметники
- Разнообразие требований и прочее
– все это является серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).
3 Слайд. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.
Знакомые высказывания.
4 Слайд. Субьективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следущим аспектам: Взаимодействие программ обучения Уровня изложения предметного материала, требований к качеству его оформления. Единство (точнее сказать, его отсутствие) подхода к критериально - оценочной деятельности.
5 Слайд. С педагогической точки зрения этот период в жизни ребё нка характеризуется:
-Низкой организованностью;
-Учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
- Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
6Слайд. Причины
Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках; Несоответствие оценок выпускников начальной школы;
7Слайд.
Неподготовленность к восприятию усложнённого материала; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Недостаток самостоятельной работы учащихся; Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся выпускных классов начальной школы.
8 Слайд. Решение проблем приемственности:
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
9 Слайд.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
10 слайд. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации; Способствовать формированию позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки; Помочь учащимся в работе по самоорганизации, самоконтролю; Помочь учащимся принять новых учителей; Повысить уровень психологической готовности к обучению; Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни. Помочь принять новую позицию ученика основной школы;
11Слайд. Для родителей.
Создать атмосферу сотрудничества; Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года.
12 Слайд. Цели и задачи
• Организация непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.
• Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
• .Открытые уроки в 5-м кл. для учителей нач. школы
• Проведение комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.
• 6. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов
• 7. Определение эффективности – диагностика, анализ
• А также:
• Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
• Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
• Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
• Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
• Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
• Проведение родительского собрания.
• Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
• Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
• Изучение системы работы учителя начальных классов : формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т. п.
• Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
• Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
• Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».