Получи документы

Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы (эссе)

Надежда Чистякова
Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы (эссе)

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

Согласитесь, что ключевые слова в высказывании Кофи Аннана - образование для всех, то есть не зависимо ни от каких факторов: цвета кожи, положения в обществе, возраста и состояния здоровья. Мне сразу вспоминается моя советская школа, девочка по имени Олеся, которая проучилась с нами всего полгода и была переведена в коррекционную школу для умственно отсталых детей (к слову говоря, ей просто нужно было позже пойти в школу, т. к. с мозгами у нее все оказалось в порядке: закончила институт с красным дипломом, институтов же «коррекционных» не было). Вот тогда пригодилось бы инклюзивное образование.

Публикация «Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы (эссе)» размещена в разделах

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях (статья 24)»

В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров. Однако их основной особенностью было то, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми инвалидами. Субъект инклюзии – это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. У этих детей наблюдается:

более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития;

• эмоциональная незрелость;

• явные трудности управления своим поведением;

• трудности социальной адаптации;

• низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

Разработанная нормативно-правовая база позволяет нам сегодня совершенствовать, развивать систему мер по созданию условий для воспитания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях и получения соответствующего уровня образования в образовательных учреждениях, а при невозможности осуществления воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому, в том числе и родителями самостоятельно.

Из личного опыта работы с особенным ребенком (ДОУ, хочется сказать, что «не так страшен чёрт, как его малюют». Конечно, ни кто не скрывает, что работа с инклюзивными детьми требует особенного подхода к работе: уделяется больше внимания именно этому ребенку, создается специальная предметно-развивающая среда (зависит от особенностей ребенка, постоянное поддержание здорового микроклимата в детском коллективе, работа с родителями и я уже не говорю о том, что нужно обязательно написать отдельную инклюзивную образовательную программу, разработать кучу положений, инструкций и т. д. Правда нам педагогам к этому не привыкать, бумажной работы с каждым годом все больше и больше.

Именно поэтому педагог и должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями о чем я говорила выше.

Конечно же, педагогу в инклюзивной образовательной среде важно иметь практику в самостоятельной проектной деятельности, навыки разработки образовательных планов для конкретного ребёнка, группы. Но самое главное, по моему мнению, педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей. Это одна из важнейших педагогических компетенций педагога, которая особенно ценна и необходима, когда педагог работает с ребёнком с ОВЗ.

Итак, безусловно, профессионализм педагога – это основной фактор успешности инклюзивного образования, основной, но не главный! Это моё мнение. Если ты отличный специалист, но равнодушен, безразличен и результат своей работы оцениваешь лишь в % качества и обученности, то тебе не следует работать с детьми с ОВЗ.

Каковы же минусы или сложности сегодняшнего времени?

Применительно к инклюзивному образованию можно сказать, что в какой-то мере ситуация похожа на ту, в которой Россия находилась в 20-х годах прошлого столетия. Сохраняется даже проблема беспризорных детей. Однако к старым трудностям добавились новые. Возвращение в «дикий капитализм» в условиях развитой системы средств массовой информации привело к росту бездуховности в обществе, росту виртуального и реального насилия, жестокости, бессердечия. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. Осмысление опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки, позволит соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования. Решающим направлением образования инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования, то есть обучение детей-инвалидов вместе со здоровыми детьми. Но необходимо понимать, что интеграция — очень сложный процесс и для достижения успешных результатов необходим ряд условий. Во-первых, абсолютно все дети-инвалиды не готовы к интеграции. Невозможно себе представить, что с такого-то числа все они пойдут в массовую школу. Во-вторых, для успешной интеграции необходима готовность родителей ребенка-инвалида — потребуется особая поддержка с их стороны, если он обучается в интегрированном классе. В-третьих, школа должна быть готова принять инвалидов: с детьми и учителями нужно провести определенную работу хотя бы для того, чтобы на ребенка, отличающегося от остальных, никто не показывал пальцем. Педагогам необходимо пройти специальное повышение квалификации, чтобы получить навыки работы с такими детьми. В массовой школе нужно организовать сопровождение детей-инвалидов с участием психологов, учителей-дефектологов, социальных работников. А самое главное — необходима готовность общества к принятию инвалидов.

В заключение хочется сказать двумя крылатыми фразами «Я не волшебник, я только учусь» и «Все будет хорошо». Думаю, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества. Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «ФГОС дошкольного образования» Добрый день уважаемые коллеги! Очень хочется поделиться с вами информацией, которую я узнала на курсах повышения квалификации. Данная информация.

Доклад к августовской конференции педагогических работников (часть I). Презентация к докладу о ФГОС часть 2 Слайд 1 Титул лист Слайд2 Августовская конференция педагогических работников г. Ставрополя. Педагогическая студия. «Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы (эссе)
Опубликовано: 14 января 2015 в 06:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД