Получи документы

Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование в современном детском саду»

Ольга Толмачева
Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование в современном детском саду»

В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.

В настоящее время развитие ребенка через интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Л. С. Выготский еще в 30-е гг. 20 века обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.

Публикация «Консультация для воспитателей „Инклюзивное образование в современном детском саду“» размещена в разделах

Педагогическими работниками инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации.

Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на :

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих

Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, учитывают особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Открытие группы инклюзивного образования в детском саду комбинированного вида № 53 «Солнышко» г. Новоалександровска продиктовано потребностью общества и социальным заказом населения. Осуществление инновационной деятельности в рамках инклюзивного образования «Особый ребенок» стало новым этапом в развитии дошкольного учреждения. Этот проект представляет собой современную модель развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и ставит задачу: предоставление ранней коррекционно-развивающей и социально-педагогической помощи детям, возможность их общения с нормально развивающимися воспитанниками. В ходе педагогического исследования стало очевидным, что существует потребность не только в оказании ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями, но и необходимость в их социализации в сообществе сверстников, социуме в целом.

Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей нами обеспечивается коррекция нарушений развития и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном процессе педагогами используются индивидуальные и коллективные формы работы с детьми по основным образовательным областям рабочей учебной программы, самостоятельно разрабатываемой участниками образовательного процесса.

Успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным занимательным оборудованием, это и интерактивный стол Smart, центр развивающих игр с логическими блоками Дьенеша, кубиками Никитина, «стол - песочница» с подсветкой для сенсорных занятий.

Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. По сложившейся традиции для воспитанников данной группы проводится первое занятие «Круг». На нем дети и педагоги играют вместе, «круг» держится силами всех участников, здесь важен каждый, все на равных позициях, все могут видеть и посмотреть друг другу в глаза, взяться за руки, получить поддержку от друзей и оказать ее самому. Для группы «Особый ребенок» - это одно из основных коллективных занятий. Дети учатся называть друг друга по имени, выбирать одного из участников и самим оказываться в центре внимания, контролировать свое поведение, совместно играть, в том числе в игры с правилами, приобретая первые навыки общения.

Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду обеспечило их социализацию в сообществе сверстников, социуме в целом. Сейчас дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Для обычных воспитанников опыт совместной деятельности с «особенными» детьми формирует активную жизненную позицию, способствует проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Для детей с ограниченными возможностями здоровья появляется шанс раскрыться, открыть себя для себя и для других.

Родители становятся активными участниками и партнерами педагогических работников в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом этапе образовательного процесса. Надо отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогом, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга.

Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования в нашей дошкольной организации, можно считать высказывание мамы, воспитанника группы : «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных…».

Литература:

1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология – 2008- №3.

2. Битов А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М., 2009г.

3. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.

4. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Институт новых технологий, 2010г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Автор

Толмачева Ольга Викторовна, воспитатель МДОУ д/с №53 «Солнышко» г. Новоалександровск.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ» Консультация на тему: «Индивидуальный подход или вовлечение в коллектив ребенка с ОВЗ» Выполнила: педагог-психолог, Юрасова В. М..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование в современном детском саду»
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 21:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД